28 МАР, 17:12 МСК
USD (ЦБ)    92.5919
EUR (ЦБ)    100.2704


Чем чреват разрыв военно-технического сотрудничества России и Украины?

1 Июля 2014 9700 3 Наука и технологии
Чем чреват разрыв военно-технического сотрудничества России и Украины?

С развитием кризиса на Украине обрываются многочисленные производственные цепочки, связывавшие российские и украинские предприятия еще со времен СССР. Как скажется это на экономике России и Украины? И что будет с военно-техническим сотрудничеством двух стран?

Что связывает Украину и Россию?

В одной из важнейших отраслей экономики – машиностроительной – российские и украинские предприятия со времен СССР сохраняют тесные производственные связи, и особенно это касается сферы ВПК. Украине досталась почти треть советских предприятий и КБ ракето- и авиастроения, и продукция их остается жизненно необходимой для российских предприятий.

До 2010 года объем товарооборота в рамках производственной кооперации между Россией и Украиной составлял порой более 830 млн долларов в год. По оценке российских экспертов, в любом украинском машиностроительном изделии порядка 50% стоимости приходилось на долю российских комплектующих. После вступления Украины в НАТО в 2006 году Россия взяла курс на импортозамещение, однако взаимозависимость двух стран в промышленной сфере остается довольно сильной, особенно в авиа- и двигателестроении. На сегодняшний день российско-украинский оборонный товаропоток насчитывает 7-8 тыс. наименований, к сотрудничеству привлечены 1330 предприятий России и Украины. Среди поставщиков комплектующих для украинского ОПК более 70% расположены в России, и в то же время 400 предприятий российского ОПК зависят от поставок комплектующих из Украины. По данным Минпромторга РФ, озвученным в апреле 2014 года, общий портфель российских гражданских и военных заказов, размещенных на украинских предприятиях, оценивался примерно в 15 млрд долларов, что составляло 8,2% ВВП Украины.

Авиастроение

Украинская корпорация «Мотор Сич» поставляет в Россию вертолетные, авиационные и ракетные двигатели. Ежегодные поставки одному только холдингу «Вертолеты России» по контракту, подписанному в 2011 году, составляют 250-270 двигателей ТВЗ-117 и ВК-2500, а общая сумма контракта – 1,5 млрд долларов. Двигатели устанавливаются на большинство российских боевых и транспортных вертолетов, и заменить их российскими аналогами пока не получается. В рамках программы по импортозамещению организовано производство двигателей ТВЗ-117 на петербургском ОАО «Климов». К 2016 году там планируется выпускать порядка 350 вертолетных двигателей, потребности же «Вертолетов России» оцениваются в 500-550 двигателей в год.

Российское самолетостроение зависит от украинских партнеров довольно сильно. Двигатели «Мотор Сич» и запорожского МКБ «Прогресс» устанавливаются на российские самолеты-амфибии Бе-200 и учебно-боевые реактивные самолеты Як-130, а также на стоящие на вооружении ВС РФ тяжелые транспортные самолеты Ан-124 «Руслан». Для лицензионного производства в Воронеже самолетов Ан-148, используемых Минобороны и МЧС РФ, «Мотор Сич» поставляет двигатели, а другие авиационные предприятия Украины – шасси и элементы крыльев. При производстве базовых модификаций транспортного самолета Ил-76 требуются изделия около 20 украинских предприятий. С Украины поставляются также гидравлические системы и тормозные парашюты для истребителей Су-27, Су-30 и Су-35, а также комплектующие для истребителя-бомбардировщика Су-34.

Российские предприятия заинтересованы в сотрудничестве с киевским ГП «Антонов» по программам самолетов «Ан», в особенности по разработке и запуску в серийное производство военно-транспортного самолета Ан-70.

Ракетостроение

Зависимость от «Мотор Сич» в производстве двигателей для стратегических крылатых ракет сегодня не критична, поскольку с 2011 года их производит также ОАО «НПО "Сатурн"», тем не менее, поставки украинских двигателей продолжались до последнего времени.

Днепропетровские КБ «Южное» и ГП «Южмаш» сотрудничают с ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) России, занимаясь обслуживанием, продлением срока службы и поставкой запчастей для межконтинентальных баллистических ракет (МБР) Р-36М (РС-20) («Воевода», по классификации НАТО – «Satan»). В перечне номенклатуры изделий ракетно-космической отрасли, экспортируемых из Украины в Россию в 2008-2012 годах, упоминались, среди прочего, разделяющиеся головные части к ракетам Р-36М2. Стоит отметить, что с середины 1990-х обслуживание (в т.ч. и ремонт) ракетных комплексов в большей степени осуществляется российскими предприятиями, хотя авторский надзор по-прежнему осуществляет украинская сторона. Предположительно к 2018 году планируется наладить выпуск нового ракетного комплекса «Сармат». Он будет полностью российским и придет на смену украинскому «Воеводе».

«Южмаш» и «Южное» сотрудничают с Россией также в области космических запусков. Предприятия производят ракеты-носители «Зенит» (70% комплектующих и материалов для него поставляется из России) и «Днепр» (на базе снятых с боевого дежурства межконтинентальных баллистических ракет РС-20). От закупки «Зенитов» «Роскосмос» отказался в конце 2013 года в связи с их подорожанием. Все работы по «Днепру» могут быть переведены на российские предприятия в течение нескольких месяцев, заявил замглавы Роскосмоса Сергей Пономарев. Кроме того, на смену «Днепру» может прийти ракета-носитель «Союз-2.1в».

От авторского надзора украинских специалистов зависят также системы наведения и управления ракет УР-100Н и РТ-2ПМ «Тополь», разработанные в советское время на харьковском предприятие «Хартрон» (бывшее НПО «Электроприбор») и киевском «Арсенале». Правда, на смену этим ракетам созданы российские «Тополь-М» и его модернизированная версия РС-24 «Ярс».

На Украине («Элмис», Киев) еще с советских времен выпускается и оборудование для системы сближения «Курс», которая используется для стыковки грузовых и пассажирских кораблей с орбитальной станцией. На смену «Курсу» в 2015 году придет модернизированная система «Курс-НА», которая выпускается на Ижевском радиозаводе (ИРЗ).

Судостроение

Корабли российского ВМФ до сих пор оснащались двигателями, которые разрабатывались николаевским ГП «Зоря» – «Машпроект». Разработка собственных газотурбинных двигателей (ГТД) вопреки множеству финансовых трудностей велась в России с начала 1990-х. И два типа ГТД – разной мощности и для разных классов кораблей – были разработаны НПО «Сатурн» к 2006 и 2008 году, однако так и не были запущены в производство. Теперь ситуация изменилась, планируется, что двигатели, разработанные «Сатурном» заменят украинскую продукцию. К концу 2016 года будут проведены их испытания и начаты поставки, заявил глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов.

Взаимная переориентация

Сотрудничество российских и украинских предприятий уменьшалось год от года. Причиной тому были как личные интересы руководителей и владельцев, так и политическая воля властей. Украина упорно стремилась на Запад (2006 год – НАТО, 2014 год – ассоциация с Евросоюзом), предложения же сотрудничества со стороны России были порой слишком настойчивы.

Все это время обе стороны под лозунгом модернизации пытались обрести самостоятельность или найти новых партнеров. Попытки сотрудничества Украины с западными странами не привели к особым успехам. Так, европейская Airbus не стала участвовать в производстве транспортного самолета А400М, а получив от ГП «Антонов» техническую документацию самолета, через некоторое время выпустила собственную машину, подозрительно похожую на задумку украинцев. Более того, европейцы не скрывали своего намерения помешать продвижению на рынке украинского самолета. «У меня состоялась встреча с французским руководством и руководством авиационной компании Airbus и они мне сказали, что ваш самолет (АН-70) лучше нашего, но мы сделаем все, чтобы ваш самолет не нашел рынка сбыта», – рассказывал позже премьер-министр Украины Николай Азаров.

Торговля с Китаем также несет сомнительные выгоды. В 2009 году Украина подписала с ним контракт стоимостью около 315 млн долларов на строительство четырех кораблей «Бизон». Так называется украинская версия «Зубра» – десантного корабля, не имевшего аналогов и выпускавшегося только на российском ЦКМБ «Алмаз» и на феодосийском заводе «Море». Два «Бизона» были построены в Феодосии (последний из них был спешно отправлен в Китай в марте 2014 года), еще два будут построены в Китае. По условиям контракта Украина передала Китаю всю техническую документацию на корабль, так что потом китайцы и сами смогут продолжить его выпуск.

Продажей технологий могут заняться и днепропетровские ракетостроительные предприятия. Весной 2014 года в СМИ появилась информация о возможных переговорах по продаже технической документации на ракеты «Воевода» Турции или Китаю. Российский МИД выразил протест по этому поводу, украинская сторона пока опровергает факт переговоров.

Что же касается российской стороны, то здесь стремление к модернизации через сотрудничество с Западом тоже не увенчалось пока особыми успехами. Запад, в отличие от Украины, технологии продавать не склонен. Покупку двух «Мистралей» за 1,2 млрд евро многие специалисты считают неэффективной тратой средств, поскольку корабли не подходят для российских условий и потребуют также значительных вложений в специальную инфраструктуру.

Кто потеряет больше?

В оценке ущерба для той и другой стороны эксперты расходятся. Многие считают, что от прекращения сотрудничества сильнее пострадает Украина, которая производит, в основном, комплектующие. Самостоятельно, без поставок российского оборудования, Украина сегодня может производить только ряд модернизированных советских танков и бронетранспортеров. При этом для многих украинских предприятий прекращение сотрудничества с Россией грозит значительным сокращением или даже закрытием производства. Так, на «Мотор Сич» (22 тыс. работников) 90% продукции производится для России. Экспорт военных товаров в 2013 году принес Украине 2,38 млрд долларов. Из них 1 млрд долларов (т.е. 40%) принесла торговля с Россией.

Впрочем, по другим оценкам, поставки в Россию составляют всего 15% от общего объема экспорта военной продукции и, значит, потери Украины составят около 300 млн долларов. России же придется потратить значительные средства на создание и развитие собственных производств. Программа по перевооружению российской армии окажется под угрозой срыва. По оценке вице-премьера Дмитрия Рогозина, на решение проблем по импортозамещению сложных агрегатов, поставляемых из Украины, потребуется примерно три года. Директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев считает, что заменить основную военную продукцию из Украины отечественной возможно лишь через 5-7 лет. А по наиболее сложным проектам, к примеру, как производство авиадвигателей, потребуется до 10 лет.

Как помочь Украине?

Разрыв военного сотрудничества Украины и России произошел не без участия США. В частности, в мае 2014 года глава подкомитета по ядерному оружию палаты представителей США республиканец Майк Роджерс внес поправку в бюджет Пентагона, где прямым текстом говорится о том, что США стоит убедить украинские власти в прекращении сотрудничества КБ «Южное» при Южмаше с Россией в вопросе обслуживания ракет Р-36М2. Кроме того, в поправке отмечается также, «США и их союзникам необходимо подумать, как они могли бы воспользоваться возможностями КБ "Южное"».

В июне США предложили Украине план компенсации потерь от прекращения сотрудничества с Россией в сфере ОПК. Он предусматривает расширение военно-технического сотрудничества (ВТС) Украины с США и ЕС, а также «содействие и взаимодействие в осуществлении Украиной ВТС на рынках третьих стран». Кроме того, на украинских предприятиях могут быть размещены ремонтные заказы западных партнеров.

У российской стороны есть альтернативный план. Так, заместитель председателя комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева предложила в рамках переговоров с Украиной по долгам за газ обсудить возможность перевода задолженности в права собственности РФ на предприятия военно-промышленного комплекса Украины – то есть, погасить газовый дол предприятиями ВПК. По мнению Оксаны Дмитриевой, такой шаг будет выгоден обеим сторонам: «Для России это гарантия производства и поставок, при экономии средств бюджета, а для Украины это не просто погашение долга – в таких условиях можно будет вести переговоры о скидке на дальнейшие поставки», – считает депутат. Предложение было поддержано в нескольких комитетах Госдумы, в частности, в комитете по энергетике.

 

Далее читайте:

Куда ведут Украину и Россию?

Как украинский кризис скажется на российском бизнесе

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
O
08.04.2015 0 0
OK:

Дочитал до вступления Украины в НАТО. В общем тут все понятно..

V
01.07.2014 0 0
Vladislav Ivantsov:

Пора уже разобраться нам, - с 2006г. Украина сделала свой выбор и пошла в Европу. У нас же увеличится число производств, но с применением новых технологий. Так вдвойне надёжней будет.

A
01.07.2014 0 0
a-sharoff@yandex.ru:

не надо экономить и повисать на Украине, Украина это уже прошлый век они сделали свой выбор в пользу западных держав, надо разумно тратить, построить совершенно новое по уникальным технологиям надо смотреть вперед и мыслить так же раз перевооружаемся так и надо это делать по новой концепции и с новыми технологиями и с новым оружием видением. Мы в космос полетели ни кого не спрашивали создали все свое и до сих пор лидеры во многом.



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more