Капитал Страны
24 ОКТ, 11:12 МСК
USD (ЦБ)    57,4706
EUR (ЦБ)    67,5567
ИЗМИР

Борьба с пьянством в разгаре

16 Января 2013 6432 0 Политика
Борьба с пьянством в разгаре

С нового года российские власти развязали антиалкогольную кампанию, цель которой – снижение потребления крепких алкогольных напитков. Какие инструменты используются в борьбе против спиртного? Как в связи с этим выглядит российский рынок алкогольных напитков, что изменилось на нем с 1 января 2013 года и будут ли в России пить больше пива и вина?

С 1 января карманы россиян уже смогли полноценно ощутить удар от поднятия цен на водку. Стоимость привычного напитка к праздничному застолью выросла на 30%. Таким образом, самая дешевая поллитровая бутылка стала стоить вместо 125 рублей, как было прежде, – 190. Правда, вряд ли граждане поняли, что это первый шаг в программе Владимира Путина по снижению потребления алкоголя.

Президент весьма обеспокоен тем фактом, что на душу населения в России по статистике приходится от 16 до 19 литров чистого алкоголя. По данным ВОЗ, это один из самых высоких показателей по миру. Поэтому к 2020 году (такое дополнение к Стратегии-2020) Путин решил сократить это количество вдвое.

Если и дальше перечислять цифры, то с алкоголем в России связано как минимум 20% смертей среди мужского населения и 9% среди женского. В 2012 году от алкогольного отравления умерло 23 тысячи человек, а от сопутствующих алкоголизму болезней – 75 тысяч. По данным Института Гайдара, на российском рынке алкогольной продукции преобладают крепкие напитки – 51%. Такое преобладание характерно для «северного типа» потребления алкоголя. На пиво приходится 38%, а на вино 11%. Если пиву и вину удастся заместить собой крепкие напитки и получить большую долю на рынке, то это будет менее вредно для населения.

Но с 1 января текущего года акциз на 25% подняли и на пиво. В следующем году планируется поднять его еще на 20%, несмотря на то, что 2012 год тоже был отмечен подъемом налогового сбора, который ослабил позиции таких иностранных производителей, как Carlsberg и Anheuser Busch Inbev. Невысокий спрос в Западной Европе приводит пивные концерны в Россию, где между тем сохраняется «северный тип» потребления, с этого года запрещена реклама алкоголя в Интернете и СМИ, а также ежегодно повышается акцизный сбор. Но есть и неоспоримые плюсы этого рынка и они не ограничиваются высоким спросом и большим числом потребителей.

Конечно, жизнь концернам несколько осложняет и новый закон, согласно которому пиво можно купить в ограниченном количестве с 8 утра до 23 часов вечера. Но он оставляет право продавать слабоалкогольные напитки уличным ларькам, для которых это более существенная проблема. В 2011 году запрет на продажу пива в ларьках угрожал малому предпринимательству, о чем неоднократно заявляло объединение мелких предпринимателей «ОПОРА России».

С введением строгих мер и поднятия налогов растет и черный рынок. По данным «РИА Новости», в 2012 году на алкогольном рынке России находилось 1,3 млрд бутылок крепкого спиртного, которые не были обложены налогом. В новом году это количество может вырасти на 300 тысяч единиц, что будет являться обратной реакцией на рост цен. Согласно исследованию Института Гайдара поднятие цен на крепкие алкогольные напитки в ходе 2000-х годов привело к тому, что выросло потребление пива и вина. Еще в 1995 году 80% рынка алкогольных продуктов занимала водка, а пиво только 14%.

Сегодняшняя проблема сводится к тому, что налоги на крепкие и слабоалкогольные напитки сравнялись. Разница между налоговыми сборами на водку и алкоголь составляет 25%. Тем не менее, российские акцизы значительно ниже европейских при сопоставимой цене и это главное, почему концерны все еще топчут здесь траву. В Европе акциз на пиво равняется 19,1% от его стоимости, тогда как в России при той же цене 13,8%. То же самое и среди крепких алкогольных напитков: в Европе 37,5%, а в России – 28,8%. Именно это различие позволяет российской пороговой экономике быть привлекательной для мировых производителей алкоголя.

Понятно также и то, почему сам Путин достаточно дистанцировался от антиалкогольной кампании. Опыт Михаила Горбачева середины 1980-х годов показывает, как нелегко приходится политику в России, решившему объявить сухой закон. Но если в 80-х действовали ограничительными мерами, то сегодня в ход пущены экономические инструменты регулирования, подающиеся как невидимая рука рынка. Из исследования Института Гайдара следует, что сбалансированная и согласованная налоговая политика могжет привести к смене типа потребления алкоголя, не сокращая при этом приток средств от акцизных сборов в государственную казну.

Но любые реформы в области распространения алкоголя всегда сопряжены не только с политикой и экономикой. Немаловажным остается и здравоохранение. В 1980-х от сухого закона эта область пострадала наибольшим образом. Задирание цен на традиционную водку в России может привести к резкому росту употребления стеклоочистителей и одеколонов среди населения. И забывать об этом нельзя.

Александр Мельников

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий

Статьи

Россия снова занимает на Западе. Что говорят данные швейцарского Банка международных расчетов?

Россия снова занимает на Западе. Что говорят данные швейцарского Банка международных расчетов?
Экономика

Власти придумали вместо повышения пенсионного возраста повысить трудовой стаж. Что это меняет?

Власти придумали вместо повышения пенсионного возраста повысить трудовой стаж. Что это меняет?
Интервью и комментарии 1

Собчак против всех. Кому выгодно выдвижение в президенты звезды шоу-бизнеса

Собчак против всех. Кому выгодно выдвижение в президенты звезды шоу-бизнеса
Политика

На здоровье! Кто подкинул Путину идею нового сбора на медицину и образование

На здоровье! Кто подкинул Путину идею нового сбора на медицину и образование
Экономика 1

Узнай, страна

Омских предпринимателей приглашают принять участие в конференции по внешнеэкономической деятельности

Омских предпринимателей приглашают принять участие в конференции по внешнеэкономической деятельности

В Омской области стартовал новый учебный год для будущих предпринимателей по программе «Точка роста»

В Омской области стартовал новый учебный год для будущих предпринимателей по программе «Точка роста»

Новости компаний

Ровно сто лет исполнилось российскому институту торгово-промышленных палат

Ровно сто лет исполнилось российскому институту торгово-промышленных палат

Президент ТПП РФ Сергей Катырин на «Агропродмаше-2017» отметил рост числа российских экспортеров

Президент ТПП РФ Сергей Катырин на «Агропродмаше-2017» отметил рост числа российских экспортеров

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте