Капитал Страны
28 МАЙ, 13:38 МСК
USD (ЦБ)    56,7560
EUR (ЦБ)    63,6689

Банкротство «Трансаэро»: вынужденная мера или нежелание правительства заниматься проблемами авиации?

29 Октября 2015 6606 7 Экономика
Банкротство «Трансаэро»: вынужденная мера или нежелание правительства заниматься проблемами авиации?

26-го октября этого года прекращено действие сертификата эксплуатанта у второго авиаперевозчика страны – «Трансаэро». Кредиторы подали в суд заявления о банкротстве компании, а самые доходные рейсы уходящего с рынка перевозчика достались государственному «Аэрофлоту». Являются ли действия правительства, решившего банкротить «Трансаэро», вынужденной мерой или же продиктованы желанием изменить рынок авиаперевозок в пользу «Аэрофлота»?

Кому и сколько должна «Трансаэро»?

Долги авиакомпании оцениваются в 250–260 млрд руб. Большая часть из них приходится на лизинг. Задолженность перед банками, в основном государственными, составляет около 80 млрд руб., задолженности перед остальными поставщиками и аэропортами – более 40 млрд руб., по итогам первой половины 2015 года. Самая крупная задолженность перед поставщиками приходится на РН-Аэро (дочку государственной «Роснефти») – более 3 млрд руб. При этом дефицит капитала авиакомпании за первое полугодие 2015 года составил более 50 млрд руб.

Как отразится банкротство на банковском секторе?

Среди кредиторов «Трансаэро» числятся Газпромбанк, Новикомбанк, Россельхозбанк, Промсвязьбанк, МКБ, Абсолют-банк, МФК, а так же Сбербанк, ВТБ и Альфа-банк.

Аналитики Moody’s дают негативную оценку банкротства «Трансаэро» для банковского сектора России: теперь банкам-кредиторам авиаперевозчика придется делать резервирование средств под потенциальные потери по ссудам. А крупнейший акционер банка «Международный финансовый клуб» /МФК/ Михаил Прохоров полагает, что потери банковского сектора в связи с банкротством составят 200 млрд руб., и российская экономика недополучит 1 трлн руб. инвестиций. По оценкам экспертов, для государственных банков сумма выданных кредитов не является ощутимой и некоторыми из них резервирование средств было совершено заблаговременно. Что касается банка МФК, то сумма задолженности «Трансаэро» перед ним не озвучивается, но, по оценке специалистов, цифра эта находится в диапазоне 1,5–6 млрд руб., и сумма эта является для частного банка весьма существенной. Что могло побудить частный банк выдать столь значимую для себя сумму «в одни руки» да еще при том, что перевозчик с 2008 года показывает стабильные убытки (кроме единственного 2011 года, который он закончил с прибылью), непонятно.

По мнению экспертов, банкротство «Трансаэро» не спровоцирует банковского кризиса, но вынудит банки быть более требовательными к заемщикам при принятии решения о выдаче кредитов. Некоторые полагают, что это может выразиться в росте ставок по кредитам.

Что будет с сотрудниками компании?

В штате авиаперевозчика числится более 11 тыс. человек. Большую часть из них (более 6 тыс. человек) обязался устроить у себя и в своих дочерних компаниях «Аэрофлот», в связи с чем компания отказывается от набора иностранных пилотов. Уровень окладов, предлагаемый бывшим сотрудникам «Трансаэро», «Аэрофлот» не раскрывает, сообщая, что это будет известно по результатам собеседований при приеме на работу. Известно лишь, что зарплата командира лайнера доходит до 400 тыс. руб. в месяц плюс соцпакет 300 тыс. руб. в год.

Опубликовала реестр вакансий и Росавиация. Тут разброс предлагаемых окладов достаточно велик: от 4,5 тыс. руб. для бортпроводника в компании «Якутия» до 47 тыс. руб. в Уральских авиалиниях на эту же позицию. Оклады, предлагаемые пилотам, в значительной мере зависят от типов самолетов: командиру Boeing 737-700 «Якутия» предлагает 56 тыс. рулей, а командирам Ан-24 и Sukhoi Superjet – всего 7,26 тыс. руб. и 11,1 тыс. руб. соответственно. Впрочем, зарплаты пилотов состоят не только из окладов. Летчики получают еще и всевозможные надбавки, но каковы их размеры, авиакомпании не сообщают.

О готовности принимать на работу сотрудников «Трансаэро» заявил Сбербанк, также ведется в этом направлении работа с аэропортами, где уже открыто более 600 вакансий.

Глава Росавиации Александр Нерадько сообщил, что сокращения авиаперевозок в этом году не произошло, поэтому сокращения работников в авиаотрасли быть не должно, и все сотрудники экипажей «Трансаэро» будут трудоустроены.

Тем же, кому не удалось трудоустроиться, предлагается воспользоваться услугами центров занятости на общих основаниях.

Разумеется есть множество нареканий по поводу качества предлагаемых вакансий и уровня предлагаемых зарплат. В основном, требуется малоквалифицированная рабочая сила по уборке и т.п.

Какие можно сделать выводы? Работники с высокой квалификацией, скорее всего, будут трудоустроены без особых проблем, а вот что касается сотрудников не обладающих высокой квалификацией.. Для государства, которое «легким движением руки» выбрасывает на улицу в процессе оптимизаций десятки тысяч работников госсектора, такая забота о судьбе сотрудников «Трансаэро» может рассматриваться как героизм. Уволенные работники здравоохранения, например, таким вниманием со стороны государства похвастаться не могут.

Кому достанутся маршруты «Трансаэро»?

Из 156 маршрутов «Трансаэро» 56 достались «Аэрофлоту». И по оценкам экспертов, это самые привлекательные маршруты – в Лондон, Париж, Берлин, Вену, Рим, Милан, Венецию, Прагу, Ираклион, Тель-Авив, Стамбул, Анталью, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Майами, Бангкок, Пхукет, Пекин, Гонконг. Остальным же перевозчикам достанутся лишь рейсы в Мюнхен, Тиват, Сплит и Ларнаку. Специалисты полагают, что это «бонус» «Аэрофлоту» за вывоз пассажиров «Трансаэро» – на чем «Аэрофлот» потеряет до 17 млрд руб. В итоге, «Аэрофлот» становится монопольным перевозчиком на самых прибыльных зарубежных рейсах. Специалисты видят в этом предпосылку для роста цен на билеты по этим направлениям, хотя рост цен прогнозировался экспертами и до монополизации этих маршрутов. Остальные маршруты, по мнению специалистов, интереса для перевозчиков не представляют, так как это прямые рейсы из региональных центров, где спрос на международные перевозки сильно сократился и в ближайшие годы вряд ли вырастет.

На внутренних рейсах, которые вместо «Трансаэро» обслуживают другие перевозчики, о росте цен пока не сообщалось. Например, на маршруте Магадан–Москва билет «Трансаэро» «туда-обратно» стоил 45 тыс. руб. эконом-классом, и альтернативы у пассажиров не было. Сегодня этим маршрутом летают три авиакомпании, и стоимость билетов составляет от 23 тыс. руб. («Аэрофлот») до 43 тыс руб. (PegasFly ). Наверняка такие рейсы для «Аэрофлота» затратны, и компенсировать эти убытки он может только прибылью от международных рейсов.

Можно ли было избежать банкротства?

Вся эпопея, связанная с банкротством «Трансаэро», напоминает некий триллер. В сентябре на совещании в правительстве принимается решение передать 75% плюс одна акция «Трансаэро» «Аэрофлоту», и в «Трансаэро» назначается гендиректор от «Аэрофлота». Однако нужный пакет акций акционеры в назначенный срок консолидировать не смогли. Дело в том, что акции находятся в залогах у банков, в том числе и в государственных, а банки, по одной из версий, отдать залоги отказались. Также не смогли договориться кредиторы и об условиях реструктуризации долгов. 20 октября стало известно, что совладелец группы компаний S7 Владислав Филев приобретает у совладельца «Трансаэро» Александра Плешакова не менее 51% акций «Трансаэро», но антимонопольная служба никаких сообщений о готовящейся сделке не получала. Гендиректор «Трансаэро» Дмитрий Сапрыкин намеревается подать заявление в арбитраж о банкротстве, хотя тремя днями ранее был освобожден от занимаемой должности решением совета директоров «Трансаэро». 26 октября Минтранс отзывает у «Транаэро» сертификат эксплуатанта, поставив в этих спорах жирную точку.

План оздоровления перевозчика выдвигал Михаил Прохоров, предложив для этого создать банковский консорциум, списать 20% долгов, остальные конвертировать в акции м сформировать новую команду. Попытка выкупить пакет акций «Трансаэро» Владиславом Филевым рассматривается экспертами как продолжение плана Михаила Прохорова.

Кстати, выручка «Трансаэро» за прошлый год не сильно больше 100 млрд руб. Даже если удастся вывести компанию в прибыль, то рентабельность этого бизнеса позволит вернуть долг разве что лет через сто. В стабильной экономической ситуации. Вряд ли сторонники реанимации компании рассчитывают на такой сценарий. Всю историю своего существования «Трансаэро» пользовалась административным ресурсом, получив в начале своей деятельности весьма привлекательный маршрут Москва–Тель-Авив, не имея еще в парке ни одного самолета. Получала компания господдержку и в последующие годы в виде зарубежных рейсов в таком количестве, о котором «Аэрофлот» и мечтать не мог, в виде льгот и госгарантий и многого другого под обещания неких встречных действий со стороны «Трансаэро», которые, впрочем, компания регулярно не выполняла. Эксперты полагают, что терпение правительства просто лопнуло.

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
07.11.2015 1 1
Михаил:

Ну и правильно, давно пора было их хлопнуть. На кой ляд нужна такая частная компания, которая на бюджетном подсосе сидит? С какой радости все должны субсидировать перелеты разным красавцам в Лондон,Нью-Йорк и так далее? Полетают подороже другими компаниями. Не обнищают.

06.11.2015 0 1
Дмитрий:

Согласен, с Алексеем. А вот шо имею сказать за Магадан и монополиста в лице ТРАНСАЭРО... это БРЕХНЯ , ВРАНЬЁ. Туда летали совместно и АЭРОФЛОТ И ТРАНСАЭРО , а потом АЭРОФЛОТ перестал туда летать почему то. И автор статьи должен был это знать, (если уж пишешь). А теперь кричат на каждом углу "монополист ушёл"!!!!! Просто у ТРАНСАЭРО в цену билета прибыль была заложена 2 процента, а у АЭРОФЛОТА запросы были побольше. А теперь шумиха уляжется и цены станут больше чем были у ТРАНСАЭРО. А уж как это податут в СМИ это не важно.

06.11.2015 0 1
Алексей:

Противно читать эту заказную статейку. Особенно её окончание про то, как Аэрофлот мог позавидовать административному ресурсу Трансаэро. такое ощущение, что автор нахватал без разбора инфа и, не вникая, вывалил. Или пишет по чьей-то указке

03.11.2015 3 0
Elena:

Насчёт трудоустройства сотрудников-всё враньё!Не нужны мы не Аэрофлоту ,не кому то ещё!!!Так называемые центры вакансий-это девушки которых посадили там набирать в Яндексе-ВАКАНСИИ!!!Отличная у нас была компания ТРАНСАЭРО, не убила не одного пассажира,безопасность полётов стояла на первом месте!Делали замену бортов ,но неисправный самолёт не выпускали,техники ,инженера,экипажи-все профессионалы своего дела!!!12лет работы в ТРАНСАЭРО-лучшие годы!!!Просто мешали кому-то,вот и отняли всё...

01.11.2015 4 0
Любовь::

Моё мнение такое же !! Была прекрасная АК: по объёмам авиаперевозок занимала 2-е место в России (после "Аэрофлота" ) тем более , на протяжении всего периода работы постоянно развивалась , обеспечивала высокое качество и полную Безопасность полётов!! А это ... ".основной показатель " в работе Гражданской Авиации, который многого стоит !! Только вдумайтесь : на протяжении почти 25 -ти лет!! И вместо того , чтобы брать пример с этой АК и оказать помощь ей .....почему надо было сразу же отнимать "Свидетельство Эксплуатанта"?? А это значит: не дали ни времени , ни возможности на поиск путей финансового оздоровления и выхода Предприятия из кризисного состояния, причинами которого, прежде всего , явился ...."кризис в нашей стране" на протяжении последних 3 -х лет ! В этих условиях сегодня многие не платёжеспособны : как предприятия, население так и само Государство . Объявление же " Банкротства "для Трансаэро- это путь к полному развалу Авиакомпании!! А это - тупик для всех ! И для всех кредиторов и Бюджета РФ ( не выиграют, а только потеряют) , многое потеряют пассажиры и специалисты, работники АК( большинство из них - останутся без работы) ! "Аэрофлот заберёт себе только Лётный состав и бортпроводников, часть ИТС ,а остальным куда деваться?? Нельзя допускать Банкротства ! Надо срочно решать вопрос о реструктиризации или объединении Авиакомпании с др. Предприятиями, предлагающими это сделать! Это более приемлемо и правильно для всех!!

30.10.2015 4 2
ДИЛЕТАНТ:

Авиакомпания у которой 25 лет безупречной (безаварийной работы) уничтожена.У Аэрофлота не меньше долгов... 11 тысяч безработных сотрудников в Москве и области, умножить минимум на 3 рта у каждого в семье /+ кредиты и ипотека...А по поводу работы"спасение утопающих-дело рук самих утопающих..." Никто никого не трудоустраивает, все вранье...унижение работающих в Трансаэро со стороны Аэрофлота. А пассажиров из Сахалина Аэрофлот очевидно собирается перевозит на метле в ступе, т.к. дальнемагистральным флотом не располагает. Непонятна позиция президента .. Кстати, когда его выборы?

29.10.2015 3 3
Алга:

Вдумайтесь! Правительство России ВДРУГ приняло решение, что ЧАСТНАЯ авиакомпания "Трансаэро" ДОЛЖНА ПЕРЕДАТЬ (бесплатно?!) свои акции государственной авиакомпании "Аэрофлот". При этом генеральный директор "Трансаэро" смещается и на его место ставят представителя "Аэрофлота". Это по какому законодательству? Какой страны? Далее, долги авиакомпании, за лизинг, банковские кредиты, топливо. Извините, но это текущая операционная деятельность, любая крупная компания имеет задолженность, которая погашается из выручки. Это так, к слову. А шумиха вокруг банкротства и началась именно в момент смены руководства, когда новый "руководитель" запретил платить по кредитам и по долгам. Странно тем более, что деньги были. А отмены рейсов в пользу "Аэрофлота"? У "Трансаэро" что, не было керосина в баках, не хватало самолетов? Все было , все хватало. Но такое было решение нового руководства. А кто принимал решение о банкротстве? Правительство России? С чего бы у него такое право? Это полномочие суда, но не правительства. Понятно стало теперь? Это наглый рейдерский захват, даже без никакого юридического прикрытия, как это было по "Юкосу" или "Башнефти". Правительство тем самым громко сообщила на всю Россию крупному бизесу - "отныне вы все наши крепостные и мы, что захотим, то с вами и сделаем! В этой стране действует только один закон - личные желания первых лиц государства". Вот так. Но что-то подсказывает, что так просто эта история не закончится..

Статьи

Схватка алхимиков. Почему одна экономическая программа для Путина – хорошо, а три – плохо

Схватка алхимиков. Почему одна экономическая программа для Путина – хорошо, а три – плохо
Экономика 3

Вирусы-вымогатели и старое ПО. Почему Россия оказалась не готова к кибератакам

Вирусы-вымогатели и старое ПО. Почему Россия оказалась не готова к кибератакам
Наука и технологии

«Театральное дело». Почему следователи пришли к Серебренникову в «Гоголь-центр»

«Театральное дело». Почему следователи пришли к Серебренникову в «Гоголь-центр»
Политика 1

Компьютеры и большая политика. Золотое десятилетие советских суперкомпьютеров

Компьютеры и большая политика. Золотое десятилетие советских суперкомпьютеров
Наука и технологии

Узнай, страна

Новоселье в Щиграх

Новоселье в Щиграх

На плацу областного сборного пункта состоялся митинг, посвященный торжественной отправке призывников

На плацу областного сборного пункта состоялся митинг, посвященный торжественной отправке призывников

Новости компаний

Олег Нумеров: отрасль совершила экспортный прорыв

Олег Нумеров: отрасль совершила экспортный прорыв

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: О празднике, инвестициях и самозанятых

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: О празднике, инвестициях и самозанятых

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте