29 МАР, 03:55 МСК
USD (ЦБ)    92.5919
EUR (ЦБ)    100.2704


Оэзисы для бизнеса

13 Февраля 2008 9514 0 Архив
Оэзисы для бизнеса

ОЭЗ были любимым детищем бывшего министра экономразвития Германа Грефа, который на протяжении нескольких лет продвигал эту идею. Но у нее имелось много противников. Они упирали на негативный опыт деятельности экономических зон в 90?х годах, ставших, по сути, внутренними офшорами, где бизнесу было очень комфортно уходить от налогов. Второе пришествие ОЭЗ в Россию с законодательной точки зрения было подготовлено лучше, возможность превратить зоны в офшоры постарались свести к нулю. Хотя, отметим, что в целом закон подвергался жесткой и вполне обоснованной критике, о чем "Ф." неоднократно писал в 2006-2007 годах. Сегодня в зоны пошел реальный промышленный и инновационный бизнес, первые производства начинают работу.

Пока в России работают две ОЭЗ промышленного типа: "Липецк" открылся в январе этого года, "Алабуга" в Татарстане (вблизи города Елабуга, который по-татарски зовется Алабугой, отсюда и название зоны) - в ноябре 2007-го. В этом году должны открыться первые ОЭЗ технико-внедренческого типа в Томске и подмосковной Дубне.

Процесс пошел. "Алабуга" и "Липецк" расположены на территориях, где региональные власти в 80-90-х годах начали организовывать промышленные центры. Сейчас в зонах уже построены первые объекты необходимой инфраструктуры: административные здания, склады, таможенные посты, проложены дороги внутри ОЭЗ, коммуникации, станции энергообеспечения и т. д. Все это строилось и строится на деньги федерального и регионального бюджетов. В совокупности в инфраструктуру двух зон в 2006-2008 годах вложено около 5 млрд рублей. Строят площадки под заводы и резиденты. Сейчас в "Алабуге" зарегистрировано 7 компаний, а в "Липецке" - 9. Их суммарные инвестиции в создание производств, как сообщили "Ф." в Федеральном агентстве по управлению ОЭЗ (РосОЭЗ), составят 36 млрд рублей, а к 2015 году эти 16 компаний будут приносить ежегодно 30 млрд рублей налогов в бюджеты всех уровней.

Впрочем, до недавнего времени ситуация с резидентами в промышленных ОЭЗ выглядела критичной: после регистрации первых четырех в "Липецке" и двух в "Алабуге" в 2005 году (регистрация начинается задолго до официального открытия зон) количество компаний долго не увеличивалось. Это дало основания скептикам усомниться в успешности проектов в целом: раз предприятия не спешат в зоны, значит, они не очень интересны бизнесу.

Интернациональный бизнес. Однако в прошлом году случился прорыв: в зоны пришли иностранцы. В "Алабуге" немецкий производитель стекловолокна Preiss Daimler и "Татнефть" построят завод мощностью 19 тыс. тонн стекловолокна в год, который в мае 2009 года планирует начать производство. В строительство планируется инвестировать 71,5 евро. Еще одно СП "Татнефть" организовала с крупнейшим мировым изготовителем продукции из полипропилена - швейцарским Basell. Завод годовой мощностью до 42 тыс. тонн изоляционных материалов для автомобильной промышленности начнет работать в сентябре 2009-го, инвестиции составят 1,2 млрд рублей. Кроме того, создает предприятие за 125 млн евро датский концерн Rockwool - один из лидеров европейского рынка теплоизоляционных материалов из минеральной ваты. Мощность завода, который будет запущен в 2009-м, на первом этапе составит 100 тыс. тонн в год, потом ее планируется удвоить.

А в феврале этого года с конвейеров пионеров-резидентов "Алабуги" - двух совместных предприятий "Северсталь-авто" (с итальянским концерном Fiat и японским Isuzu) сойдет первая продукция. Объем инвестиций составит $164,5 млн, к 2010-му заводы будут выпускать до 75 тыс. коммерческих автомобилей ("маршрутки") Fiat Ducato и до 25 тыс. грузовиков Isuzu. В целом, как заявили "Ф." в РосОЭЗ, суммарный объем инвестиций семи резидентов "Алабуги" превысит 11,2 млрд руб., а премьер-министр Республики Татарстан Рустам Минниханов прогнозирует, что количество резидентов в 2008 году увеличится до 20 компаний.

Пришли иностранцы и в "Липецк". В частности, итальянский производитель промышленных холодильников и торгового оборудования Мondial Group. Сейчас компания за $28 млн строит завод мощностью до 100 тыс. холодильников и витрин в год. Бельгийская корпорация Bekaert возводит предприятие по производству металлокорда (применяется в качестве армирующего материала при производстве шин для грузовых и легковых автомобилей). Инвестиции за ­2008-2013 годы составят 97 млн евро, в 2010-м первая очередь завода начнет выпускать продукцию.

Надо отметить, что в "Липецке" уже работают два предприятия - "Сэст-Лювэ" и филиал вологодского Чагодощенского стеклозавода. В 2007 году они перечислили в бюджеты всех уровней 7 млн рублей, заявили "Ф." в администрации Липецкой области. "Сэст-Лювэ" специализируется на производстве испарителей и конденсаторов для холодильного оборудования и на 100% принадлежит итальянской LU-VE Contardo. Стеклозавод, в частности, выпускает новомодные пивные бутылки - одна открывается о дно другой.

Работа за интерес. По словам представителей региональных администраций, бизнес все больше интересуется промышленными зонами. Причем для него, как говорили "Ф." в некоторых компаниях, предоставляемые фискальные льготы далеко не самый главный аргумент. "Кроме налоговых преференций для нас было важно то, что в зоне создана необходимая инфраструктура, а также действует система "одного окна". Основные регулирующие ведомства - Росрегистрация, таможня, налоговая инспекция и т. д. - представлены в самой ОЭЗ, кроме того, создана электронная система обработки заявок и документообмена", - пояснил "Ф." генеральный директор Rockwool Россия Ник Винс. Создание промышленного предприятия - не такое простое дело: десятки инстанций, согласований, на это порой уходят годы. Важно еще и то, что потенциальные резиденты избавлены от необходимости тратить средства на строительство дорог, прокладку коммуникаций, объектов энергообеспечения, как приходится их коллегам, создающим производства в "чистом поле".

Медленное созревание. Плоды деятельности технико-внедренческих и особенно туристско-рекреационных зон можно будет увидеть нескоро. А о портовых зонах пока вообще рано говорить: еще только объявлен конкурс по отбору претендентов на их создание. Итоги тендера будут подведены до 30 апреля 2008 года. О желании получить статус ОЭЗ для порта "Усть-Луга" объявил губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков. Также "Ф." стало известно, что в ближайшее время планирует подать заявку администрация Мурманской области. Но в целом опрошенные представители портового бизнеса считают, что заявок будет немного. "Портовые зоны можно создавать и на пустом месте, как все остальные виды ОЭЗ, так и на территории уже действующих морских, речных портов и аэропортов. Если говорить о морских портах, то, как правило, у них десятки собственников. И нет никакой гарантии, что все они идею создания портовой зоны единогласно примут на ура", - высказал "Ф." сомнения представитель одной небольшой стивидорной компании.

Зато выходят на предстартовые позиции технико-внедренческие зоны. В этом году откроется "Дубна" и "Томск", полным ходом идет строительство необходимой инфраструктуры в "Санкт-Петербурге" и "Зеленограде". Во всех этих ОЭЗ уже зарегистрированы 43 резидента, совокупный объем инвестиций составит около 5 млрд рублей.

В семи туристско-рекреационных зонах сейчас ведется разработка градостроительных планов и проектирование. В конце февраля, например, разработчики концепции зоны в Иркутской области - Roland Berger Strategy Consultants и архитектурного бюро Albert Speer & Partner должны представить первые наброски, а сама концепция появится в конце марта. Строительство необходимой инфраструктуры во всех туристско-рекреационных зонах начнется в следующем году. Примерно в то же время начнется и прием заявок на получение статуса резидентов зон. Однако, как полагает директор консалтинговой компании Strategy Partners Игорь Сачков, участвовавший в разработке концепций создания нескольких ОЭЗ, рассчитывать, что резидентов будет много, не стоит: "Все дело в том, что срок окупаемости инвестиций в туристическом бизнесе достаточно большой. В Иркутской и Алтайских зонах, например, затраты окупятся и пойдет прибыль лет через 20, - поясняет Игорь Сачков. - Всю инфраструктуру нужно создавать с нуля. Но самое главное - необходимы годы, чтобы у этих курортов сформировалась притягивающая туристов "легенда местности", признанной лучшей во всех отношениях зоной отдыха. Без этого стабильного потока отдыхающих не будет".

ПОДРОБНОСТИ: Магниты для инвестиций

ОЭЗ - часть территории региона, на которой созданы благоприятные условия для ведения бизнеса.

Государство из средств федерального и регионального бюджетов создает в ОЭЗ всю необходимую инфраструктуру: дороги, коммуникации и т. д. Действуют налоговые льготы, отменены таможенные пошлины и уплата НДС на ввоз в ОЭЗ иностранных товаров и оборудования, необходимых для работы предприятий.

В промышленно-производственных ОЭЗ могут размещаться только промышленные предприятия (запрещено строить жилье, разрабатывать недра). Ставка налога на прибыль снижена до 20% на весь срок действия ОЭЗ - 20 лет, от уплаты транспортного и земельного налогов в "Липецке" резиденты освобождены на 5 лет, в "Алабуге" - на 10 лет.

В технико-внедренческих ОЭЗ занимаются разработкой новых технологий и доводят их до серийного производства. Компаниям дозволено полностью признавать расходы (в том числе не давшие положительного результата) на НИОКР в размере фактических затрат, что важно для исчисления налога на прибыль. Его ставка - 20% на весь срок действия зоны. Кроме того, резиденты 5 лет не платят транспортный, земельный и имущественный налоги. Предусмотрены льготы по ЕСН.

В туристско-рекреационных ОЭЗ создаются местные курорты. Резиденты на 5 лет освобождаются от имущественного и земельного налогов, потом за аренду участков платят в год не более 2% от их кадастровой стоимости. Льготы по налогу на прибыль для каждой ОЭЗ установлены свои. В зонах в Алтайском крае, Бурятии, Краснодарском крае налог на прибыль - 20% в течение 5 лет, в Республике Алтай - в течение 10 лет. А в Калининградской области первые 6 лет резиденты не будут платить налоги на имущество и прибыль, а с 7-го по 12-й годы ставки этих налогов будут снижены на 50%.

Портовые ОЭЗ располагаются на территории морских, речных и авиапортов и предназначены для ведения стивидорного бизнеса и оптовой торговли. Организуются на 49 лет. Льготы до конца пока не определены.

 

Автор: Надежда Брешковская




Источник: Финас

 

Алексей Качалов

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more