20 АПР, 13:26 МСК
USD (ЦБ)    94.3242
EUR (ЦБ)    100.2787


Нефтяной скандал с «Дружбой». Испортит ли "грязная нефть" экономические отношения Белоруссии и России?

24 Апреля 2019 9738 3 Политика

Поступающая по трубопроводу «Дружба» российская нефть, в которой было обнаружено повышенное содержание хлорорганических соединений, попала в Польшу и Украину. Об этом сообщил зампредседателя концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов. По его словам, этот факт выявлен в результате проб, которые ранее были отобраны на границе Республики Белоруссия и Республики Польша. Ряд экспертов считает, что приостановка экспортных поставок российской нефти может иметь и политический характер, а Белоруссия может извлечь из этого инцидента экономическую выгоду.

Что произошло?

Как рассказал Владимир Сизов, Белоруссия пока что еще оценивает ущерб от российской некачественной нефти. «Более того, если сейчас видны очевидные вещи — пропуски теплообменного оборудования, то внутреннее состояние реакторов и трубопроводов может быть оценено только после проведения капитального ремонта»,— отметил представитель «Белнефтехима».

Несколько дней назад Белоруссия приняла решение приостановить поставку светлых нефтепродуктов (бензина, керосина, топлива для реактивных двигателей) в Польшу, а также в страны Балтии и на Украину. Причиной стала некачественная нефть, поступающая из России.

О том, что качество нефти резко ухудшилось, стало известно еще 19 апреля. В российской «Транснефти» подтвердили факт «грязной нефти» и пообещали решить проблемы к 22–23 апреля. Затем «Белнефтехим» принял решение об ограничении экспортных поставок нефтепродуктов из-за некачественного сырья. И уже после этого Минск попросил «Транснефть» нарастить объемы поставок по северной ветке нефтепровода «Дружба» - то есть, там, где нефть отвечает ГОСТу.

22 апреля, комментируя ситуацию, главный инженер ОАО «Гомельтранснефть Дружба» Андрей Вериго заявил, что НПЗ Белоруссии смогут получить качественную российскую нефть только через восемь-десять дней, поскольку нужно учитывать протяженность нефтепровода.

Кто виноват?

Как отмечают эксперты, те самые хлорорганические соединения, о которых идет речь, действительно представляют опасность для трудопроводногои нефтеперерабатывающего оборудования, если их концентрация превышает допустимые нормы.  Однако, как считает независимый аналитик Дмитрий Лютягин, в этом «загрязнении нефти» виновата не «Транснефть», а добывающие компании.

«Эти соединения выступают в качестве дополнительных к основным источникам коррозии труб, различной аппаратуры. Проблема заключается в том, что в момент транспортировки нефть находится в более или менее стабильном температурном режиме, распада этого органического хлора не происходит. Он происходит как раз, когда идет воздействие температур», - цитирует BFM эксперта.

При этом, как считает ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков, речь вполне может идти о политической подоплеке скандала, и с российской нефтью все на самом деле не так плохо, как это пытаются преподнести.

«Нам же не говорят, что этот объем из плохой нефти, нефтепродуктов полученных, его ликвидировали, или утилизировали, или еще как-то переработали и очистили. Нет, нам говорят, что они просто на экспорт не идут. А если они идут на внутренний рынок, там что, какие-то машины другие? Значит, все на самом деле не так плохо, раз их сами белорусы могут нормально потребить…», - отметил эксперт. Добавив, что на Украину почему-то «эти нефтепродукты нельзя продавать».

Экспортозамещение?

Версию о возможном так называемом «политическом решении» подтверждает и тот факт, что практически сразу же после того, как было объявлено о «грязной нефти» из России, представитель БНК выступил с заявлением о том, что у Белоруссии есть возможность заместить поставки на Украину отдельных видов нефтепродуктов.

Кроме того, заместитель гендиректора по коммерческим вопросам концерна «Белнефтехим» Сергей Гриб сообщил, что Белоруссия рассчитывает до конца года начать импорт нефти через порты стран Балтии и Украины,  а на белорусских НПЗ может быть переработано 18 сортов нефти, в том числе нефть из Азербайджана, Саудовской Аравии и Нигерии.  Кроме того, Минск планирует добиваться от Москвы серьезных компенсаций за «грязную нефть».

В Белоруссии практически не добываются углеводороды. В России соседнее государство закупает нефть без уплаты вывозной пошлины: в частности, в текущем апреле ее стоимость составляет 97,4 доллара за тонну, одну пятую общей отпускной цены. То есть, по факту Белоруссия закупает топливо на 20% дешевле остальных партнеров России за пределами Таможенного союза. Благодаря этому Минск может реэкспортировать продукт с весьма существенной для себя выгодой.

Кому выгодно?

Но, похоже, что этого белорусским властям недостаточно.

В марте Белоруссия уведомила «Транснефть» о повышении тарифа на транзит нефти на 23% из-за введения «экологического налога». Российская сторона выразила свое несогласие.

Буквально за неделю до «нефтяного скандала»  президент Белоруссии Александр Лукашенко объявил о намерении ограничить транзит российской нефти в Европу из-за «ремонтов» трубопроводов, пытаясь добиться уступок от России по цене на газ с 2020 года. В «Транснефти» тогда  заявили, что считают состояние белорусского участка «Дружбы» удовлетворительным и «в случае необходимости» готовы помочь Минску ликвидировать дефекты.

Но  вот  теперь ликвидировать дефекты и скорей всего платить компенсации придется самой «Транснефти».

Напомним, что через Белоруссию проходит как северная ветка «Дружбы» в Польшу и Германию, так и часть южной ветки  - в Чехию, Словакию и Венгрию. За прошлый год, по данным «Транснефти», суммарно по «Дружбе» было прокачано 48,9 млн тонн российской транзитной нефти, а в этом году планировалось перекачать 50 млн тонн.

Редакция

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
С
24.04.2019 1 0
Ссс:

Им бл**ям и попрошайкам нужны деньги на модернизацию оборудования для переработки нефти других слртов . Вот в чем причина этого шоу. Просто им нужны деньги. Кроме того, заместитель гендиректора по коммерческим вопросам концерна «Белнефтехим» Сергей Гриб сообщил, что Белоруссия рассчитывает до конца года начать импорт нефти через порты стран Балтии и Украины,  а на белорусских НПЗ может быть переработано 18 сортов нефти, в том числе нефть из Азербайджана, Саудовской Аравии и Нигерии.  Кроме того, Минск планирует добиваться от Москвы серьезных компенсаций за «грязную нефть».

Д
24.04.2019 0 0
Дмитриева Татьяна:

Сразу после того, как в США об'явили о некачественной нефти, сразу же оная появилась и в беларуссии . Вовремя покинули идею скандала батьке

В
24.04.2019 1 0
Владимир:

я думаю, что это в чистом виде вредительство и виновные должны быть строго наказаны, кому то очень хочется рассорить Россию с Западными партнерами и подобные шаги именно в этом контексте совершаются



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more