18 АПР, 23:10 МСК
USD (ЦБ)    94.3242
EUR (ЦБ)    100.2787


Путин потребовал вернуть электрички регионам. Почему РЖД их отменяла?

5 Февраля 2015 9205 9 Экономика
Путин потребовал вернуть электрички регионам. Почему РЖД их отменяла?

Решение РЖД о масштабной отмене пригородных поездов вызвало резкую критику президента. Владимир Путин потребовал срочно восстановить железнодорожное пригородное сообщение во всех регионах. Почему до этого отменяли электрички? Какую политику проводит РЖД?

С нового года – к новым рекордам

Начало года ознаменовалось не только очередным витком продовольственной инфляции и массовыми увольнениями, но и масштабной оптимизацией электричек. РЖД объявила об отмене 300 пригородных поездов в 39 регионах. Полностью прекратили ходить электрички в Вологодской и Псковской областях. Значительные сокращения затронут Тверскую область (53 поезда), Забайкальский край (50), Нижегородскую (37) и Тамбовскую (19) области.

Для РЖД такая оптимизация стала уже традиционной. В 2014 году с января по июнь было отменено также порядка 300 электричек – это почти столько же, сколько за 2012–2013 годы в целом.

В прошлом году сильнее всего пострадали Ростовская область (отменено 54 поезда), Ставрополье (42), Липецкая (31), Калининградская (29), Новгородская (20) и Воронежская (13) области.

Отмену поездов РЖД объясняет их убыточностью и долгами регионов. О том, что именно регионы (а вовсе не РЖД!) отвечают теперь за обеспечение пригородного сообщения, знают далеко не все. Между тем, это один из итогов реформы железнодорожной отрасли, стартовавшей в 2001 году.

Плоды реформ

Пассажирские перевозки всегда и везде считаются убыточными. Чтобы компенсировать эти убытки, используются самые разные схемы. В нашей стране традиционно расходы на пассажирские (в том числе и пригородные) перевозки покрывались доходами от перевозки грузов. И именно прекращение такого перекрестного субсидирования и было одной из задач реформы. За прошедшие годы самые прибыльные сегменты – те, что связаны с грузоперевозками – были выведены из состава ОАО «РЖД» и проданы в частные руки, причем по довольно низким ценам. В ведении РЖД остались более затратные и менее доходные сегменты, в том числе, инфраструктура и – частично – пассажирские компании. Приватизация их продвигается гораздо медленнее – возможно, именно из-за низкой доходности или даже, как утверждает РЖД, убыточности.

Пригородными перевозками с 2009 года занимаются «дочки» РЖД – пригородные пассажирские компании (ППК). На сегодня их 26, и они в разных долях принадлежат ОАО «РЖД» и региональным администрациям. Изначально планировалось, что в собственность ППК будут переданы подвижные составы, депо и вокзалы с преимущественно пригородным движением. Сначала это предполагалось осуществить к 2010 году, затем – к 2015 году. Но пока ППК владеют лишь кассовыми аппаратами для продажи билетов, а все остальное арендуют у РЖД – чтобы сэкономить на издержках.

С 2011 года расходы на пригородное сообщение покрываются уже не за счет прибыли от перевозки грузов, а за счет выплат из региональных бюджетов. Именно регионы определяют объем перевозок и регулируют тарифы – поддерживая их, как правило, ниже себестоимости, заявленной «дочками» РЖД, иначе проезд в электричке окажется непосильно дорог. Возникающую разницу регионы обязаны доплатить ППК из местных бюджетов, чтобы компенсировать затраты перевозчика.

Почему не платят регионы?

Эта схема практически сразу привела к резкому росту задолженности регионов и ухудшению транспортного сообщения. Дефицит региональных бюджетов и без того увеличивается с каждым годом из-за перераспределения налогов и необходимости решать все большее число задач за счет собственных финансов. Не удивительно, что удовлетворять аппетиты РЖД, растущие в геометрической прогрессии, многим регионам просто не под силу. Так, у Воронежской области, по словам губернатора Алексея Гордеева, ППК «Черноземье» изначально запросило за компенсацию выпадающих доходов 12 млн руб., «через два года – уже 80 млн, а еще через год – 175 млн». В нынешнем году эта сумма увеличилась до 730 млн. «Это в два раза дороже, чем если бы мы возили людей на такси. Что за себестоимость вдруг такая стала?» – возмущается глава области.

Руководители регионов обвиняют РЖД в непрозрачности расчетов. «Примерно 80–85% расходов приходится на обслуживание подвижного состава и его аренду у материнской компании. Это непрозрачные для нас цифры, мы эти цифры не признаем», – заявил губернатор Вологодской области Олег Кувшинников. По его мнению, концепция пригородного транспортного обслуживания РЖД «противоречит интересам и регионов, и населения». Глава Забайкалья Константин Ильковский не согласен со счетами, предъявляемыми Забайкальской ППК. «Покупаю билет от Читы до Карымской – 240 руб. сидячий вагон. Беру их расчет на возмещение затрат из бюджета края – 1400 руб. В то же время туда каждый час ходят маршрутки, билет стоит 160 руб.», – возмущается губернатор.

Почему растет стоимость перевозок?

«Расчеты расходов пригородных пассажирских компаний осуществляются строго в соответствии с зарегистрированной Минюстом и утвержденной Правительством методикой», – возражает глава РЖД Владимир Якунин. По его словам, никаких конкретных заявлений от губернаторов, что именно не устраивает их в расчетах, он до сих пор не получал. Представители ППК отмечают, что расходы на подвижной состав и локомотивные бригады рассчитывались еще в 2010 году и «с тех пор не менялись», только индексировались.

По оценке счетной палаты, в 2012-2014 гг. 80% от общего объема расходов пригородных пассажирских компаний приходилось на оплату за пользование подвижным составом, его техническое обслуживание и ремонт, а также оплату услуг по управлению и эксплуатации, сублизинговые платежи по договорам с ОАО «РЖД».

При этом за пользование железнодорожными путями ППК до недавнего времени платили ОАО РЖД всего 1% от инфраструктурного тарифа. В качестве компенсации остальных 99% РЖД получало 25 млрд руб. из федерального бюджета. Изначально планировалось постепенно сокращать эту сумму, а с 2016 году и совсем отказаться от этих дотаций. Однако весной 2014 года руководству РЖД удалось добиться, чтобы размер компенсаций оставался неизменным в течение ближайших 15 лет. В начале января 2015 года Дмитрий Медведев подписал специальное постановление о выделении ОАО РЖД субсидии в 25 млрд руб. из федерального бюджета для того, чтобы пригородным перевозчикам железнодорожная инфраструктура предоставлялась со скидкой в 75% (с коэффициентом 0,25 к действующим тарифам).

Несмотря на льготный тариф, уже в 2013 году 19 из 25 действующих ППК были убыточными, сообщил аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов. Убытки компаний год от года нарастали, поскольку накапливались невыплаты регионов. К началу 2014 года прибыльными для ППК являлись только 5 регионов, еще 12 полностью компенсировали убытки, а остальные недоплатили пригородным компаниям 8 млрд руб. Общая же задолженность регионов с учетом предыдущих лет, по оценке Владимира Якунина, составила тогда 30 млрд руб.

К началу нынешнего года из 72 регионов, где действует пригородное сообщение, лишь 18 полностью возместили выпадающие доходы перевозчиков, а 23 региона компенсируют не более половины, заявил глава РЖД.

С 2014 года ППК перестали осуществлять перевозки «в долг». В нынешнем году, согласно проекту Минэкономразвития, регионы должны будут заключать контракт с ППК, и пригородные перевозки будут осуществляться по системе госзаказа, так что уклоняться от выплаты «выпадающих доходов» регионы уже не смогут.

Заменит ли автобус электричку?

Для выплаты компенсаций ППК регионы могли бы использовать платежи ОАО «РЖД» по налогам на землю и имущество, льготы по которым отменены для монополии с 2013 года, отмечает Владимир Савчук из Института проблем естественных монополий. Пока РЖД платит этот налог в региональные бюджеты по промежуточной ставке, но через два года она будет доведена до стандартной ставки 2,2%. По оценке вице-премьера Аркадия Дворковича, это «большие суммы», и они должны были полностью покрыть расходы на пригородное сообщение. Однако из-за кризиса регионы потеряли поступления налога на прибыль РЖД, так что поступления от налога на имущество полностью нивелировались. «Этот источник у регионов пропал», – пояснил вице-премьер.

Противостояние с РЖД местные власти пытаются разрешить по-разному. Главы центральных регионов намерены забрать пригородные перевозки у РЖД и отдать их единой частной компании. Правительство Саратовской области хочет создать государственно-частную компанию-перевозчика, в которой региону принадлежало бы 40–50%. В Вологодской и Псковской областях власти обещают заменить электрички автобусами. Для этого придется закупить транспорт, нанять дополнительный персонал, отремонтировать дороги в отдаленные поселки, признает вологодский губернатор Олег Кувшинников.

Радикальнее всего подошли к проблеме в Омской области. Там готовы возродить ямщиков и «проработать вопрос осуществления перевозок пассажирским гужевым транспортом на базовой маршрутной сети Омской области». Помимо этого обдумывают и возможность вообще уменьшить потребность в транспорте. Для этого предложено «совместно с министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса и главами муниципальных районов Омской области проработать вопрос переселения жителей малонаселенных пунктов».

И ведь такое решение вполне согласуется и с деятельностью правительства по оптимизации школ, больниц и поликлиник, и с политикой РЖД, которая на 100% принадлежит государству. Вот только население возмущается. В Вологде проходят митинги, жители Забайкальского края готовы перекрыть Транссибирскую магистраль.

Пока развал пригородного сообщения удалось приостановить благодаря как всегда своевременному вмешательству президента. РЖД сразу же пообещала вернуть электрички как можно быстрее, а Аркадий Дворкович привел целых два варианта решения проблемы: снизить налог на добавленную стоимость по пригородному сообщению до 10% и вернуть льготную ставку платы за инфраструктуру – 1% вместо нынешних 25%. Правда, последнее потребует дополнительных 6–8 млрд рублей из федерального бюджета, что идет вразрез с жестким курсом правительства на уменьшение бюджетных расходов. При этом очевидно, что основная проблема так и остается нерешенной: регионы стремительно приближаются к дефолту, а тарифы РЖД столь же стремительно растут.

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
О
24.03.2015 0 0
Олег:

О.. ну как же такая важная тема для нас россиян не затронет заокеанского благодетеля с удавкой в одной руке, и медовым пряником - как на самом деле - в другой, как наш всеобщий любимец шутовского жанра, как аркашка-букашка, пытающегося паучьей паутиной накинуть аркан на вольную, свободолюбивую российскую тройку гнедых. Давайте все вместе посмеёмся над его глупыми выдумками оплаченного жанра. Отдадим должное его титаническим усилиям трудяги поднимающего камень на недостижимую высоту горы с которой ему всё равно скатиться и быть раздавленным этим камнем лжи и подлости. Человек, которого мне искренне жаль, скорее всего даже сам не понимает, о чём пишет. Так... балаболка. Нужен пример? Читайте и завидуйте что вы не настолько глупы чтобы сварганить такой предел глупости как слова этого "просветителя" "Если не дошло, поясняю: переплачивают за труд все, но покупают у успешных, т.е. эти переплаты явлются стимулом для конкуренции: если твой товар покупают, то ты и получаешь часть того, что преплатили за труд другие". Если это не вершина кретинизма, то что это? А... он, далеко не уйдя от произведённого, якобы, эффекта добивает признаком райской жизни - "При этом ныне больше всего элементов социализма именно в развитых странах: громадные социальные пособия тем, кто не работает, бесплатное образование и даже медицина, государственнное жильё для малообеспеченных (в США "малообеспеченный" это тот, кто имеет доход 1000 долларов в месяц - сравните с Россией). Во всем мире работники участвуют в управлении прдприятиями, много предприятий вообще принадлежит работникам. Идёт конкуренция "капиталистов" между собой за продажу своего товара по более низкой цене, чем у другого - тогда твоё будут покупать, и получишь больше. При этом нимало не заботясь о том, что противоречит сам себе! Хотя... чему удивляться? Ведь во главе всего и вся в России стоят чекисты!!! Именно те, скорее всего, которые со смаком дали под зад и аркашкам и прочей мрази пытающейся очернить наш строй, наш русский образ жизни, наш уникальный менталитет, нашего Президента. ПшОл вон неудачник.

А
22.03.2015 0 0
Аркадий Оксанов:

Колля Вас разморозили? Чтобы в 2015 году болтать такую чушь, надо вообще не иметь мозгов. Хотя бы Маркса уважали! В современном мире марксовскиъ капиталистов вообще нет нигде, кроме России. Именно в России даже не то, что писал Маркс, а намного хуже: при Марксе норма прибавочной стоимости была 50%, в России ныне на уровне МРОТ - 800%, на медианном уровне - 200%. Такого вообще не было в мире, даже при рабовладении. В современноых странах вообще нет прибавочной стоимости - читать надо! Там работнику платят на 25-30% больше, чем добавленная стоимость того, что он сделал. Но не дарят: эти деньги входят в цену, а работник имеет возможность покупать на эти деньги, в том числе и то, что произведено его предприятием. Это ещё Генри Форд: "Мои работники -0 мои главные покупатели" Или покупать у того, кто производит лучший товар. И вместо конкуренции капиталистов по Марксу, ныне рыночная конкуренция тех, кто производит лечшее и более дешёвое. Дошло? Если не дошло, поясняю: переплачивают за труд все, но покупают у успешных, т.е. эти переплаты явлются стимулом для конкуренции: если твой товар покупают, то ты и получаешь часть того, что преплатили за труд другие. При этом ныне больше всего элементов социализма именно в развитых странах: громадные социальные пособия тем, кто не работает, бесплатное образование и даже медицина, государственнное жильё для малообеспеченных (в США "малообеспеченный" это тот, кто имеет доход 1000 долларов в месяц - сравните с Россией). Во всем мире работники участвуют в управлении прдприятиями, много предприятий вообще принадлежит работникам. Идёт конкуренция "капиталистов" между собой за продажу своего товара по более низкой цене, чем у другого - тогда твоё будут покупать, и получишь больше. Если Вы такой марксист, то надо бы знать современное и понимать то, как Вам врут в России. Именно в России тот самый капитализм, который теоретически описал Маркс, но практически российский капитализм - это концлагерный чекистский капитализм6 средства производчства у чекистов и их ставленников, а за труд платят меньше чем по Марксу: "на воспроизводство способности к труду". Я понимаю "либералов" - они за российский капитализм, поэтому и молчат, но быть марксистом и трусливо помалкивать - позорище. Во всем мире социал-демократы ныек активно помогают людям труда, а в России подонки, вроде Вас, врут рабочим. Вы - точно наёмник чекистов и капиталистов!

К
22.03.2015 0 0
Колля:

Украина отвлекающий манёвр, понятно. А вот когда и благодаря чему прекратиться, наконец, бессмысленное противостояние производств орудий убийства. Мало назвать фамилии и конкретные действия мракобесов во власти, надо организовать мощное всеобщее негодование и позор. Признать, что герб СССР с символами труда над планетой давал ленинскую перспективу развитию человечества без войн с пролетарским интернационалом. Причём это заслуга не только политработников, КГБ и агитаторов международного рабочего движения, готовившихся в ВПШ и институте Патрица Лумумбы, а и смелых и понятных всем идеям «чудака» Никиты (построить коммунизм через 20 лет, отменить деньги, закрыть все тюрьмы…). Люди верили и научились понимать цель своей повседневной жизни. Поэтому во всём мире ширилось движение к планово-научному ведению хозяйства. То один, то другой народ поворачивался на нашу сторону и отказывался от «счастья» жизни в анархии капиталистических джунглей. Именно благодаря умышленно навязанным нам США рыночным джунглям, каждый вынужден работать на бескрайние аппетиты работодателя, а не строить общий светлый дом. Работодателя и в СССР (А. Райкин «Пожар на базе»), и сейчас волнуют больше строительство собственной фазенды, нежели интересы государства, обкладывающего его налогами. Уверен, дискуссии на ТВ помогут задуматься о смене такого, ослабляющего Родину, порядка. Победа над лошадьми в думе, осуждение нерешительности коммунистов перешагнуть из развитого социализма в коммунизм, не менее важна сегодня. Недавнее выступление главы государства в РСПП вряд ли могло убедить капитанов бизнеса в необходимости прекращения подрывной экономической деятельности. Ещё Маркс говорил, что капиталиста в погоне за прибылью, никакое преступление не остановит. Не смотря на усилия верховной власти России, в СМИ невелико количество фактов серьезного снижения цен и тарифов. На практике лишь временные акции, осуществляемые коммерсантами под угрозой вообще потерять прибыль от упорно нереализуемых, чаще всего скоропортящихся товаров. Спад производства не скроешь. Можно было бы предложить в РСПП пакет помощи и льгот той небольшой группе бизнесменов, которые расширяют производство, снижая цены 15-20 видов самых необходимых организму продуктов питания. Поручить учёным и рационализаторам изучить препятствия стоящие на пути прорывных технологий прежде всего в транспорте, строительстве и эксплуатации жилья. По примеру Петра I, пусть на совещании по поиску излишних затрат и препон на пути повышения производительности, выступления начинать с уборщиц и слесарей. Оставляйте лично рационализаторам 25% от внедрённых новаций. На пару дней снизьте на 50% плату на электротранспорте. Пробок не будет! У моего сына друг - Данила. Его способностям, энергии и упорству мы просто поражаемся. Невольно вспоминаются слова Кутузова «… и с такой-то армией мы отступаем…» 70 лет Великой победы мы могли бы отпраздновать новыми победами над старым строем.

К
22.03.2015 0 0
Колля:

Введите транспортный налог на работодателей, сделайте электротранспорт городской и пригородный бесплатным. Пробки исчезнут. Работодатели возражать не будут им пробки на дорогах надоели. Бегать от контролёров и кидаться от турникетов под поезда не будут ни студенты, ни гастарбайтеры. Проведите совещания по внедрению прорывных технологий и сокращению излишних затрат.

А
12.02.2015 0 0
Алексей:

РЖД вообще какую-то глупость морозят с этой отменой "пригородов"! Вопят об убыточности, сокращают поезда, а вместо них ходят точно такие же поезда, но только для работников ж/д, пассажиров не берут. Машинист, проводник, тепловоз, вагоны - всё на месте, а пассажиров не берут! В расписании этих поездов естественно нет, и билеты на них не продаются, но скажите: КАКОЙ ТОЛК В ТАКОЙ ЭКОНОМИИ? А люди с этого ещё больше бесятся - поезда идут, а их не берут.

А
07.02.2015 0 0
Александр:

Вообще всё очень просто. Ведь сколько воровских дел вроде-бы было заведено, раскрыто,но почему никто не сидит кроме небольших воришек так в чём дело? как с Лужковыми,оборонсервисом, да и так далее. Дело в том что как они были все повязаны от и до надеюсь все всё понимают так и всё проходит безнаказанно. Никто ничего не боится,зацепи одного и верёвочка потянется ещё дальше.

В
07.02.2015 0 0
вася:

конец

А
05.02.2015 0 0
АЛЕКСАНДР:

Бардак и ничего хорошего всё прихватизировали, разорвали на кусочки,и всеми силами стараются каждый себе извлечь прибыль себе в карман. А как быть народу, как передвигаться никого не интересует. А вот если копнуть по глубже может и не на столько было бы убыточно РЖД если был бы контроль за расходами и зарплатами всех (деятелей) железнодорожного транспорта. Одно могу сказать,в одной телепередаче года 3 назад спросили Якунина, а какая у вас зарплата он сказал 240 тыс руб, не считая всяких привилегий, и Якунин отказался от предоставить декларацию о своих доходах и имуществе. А сколько там таких (царьков ) на РЖД. Может тут и есть большая проблема в нехватки денег. Регионы и так еле еле выживают так им ещё и расходы на перевозки людей надо компенсировать. Да когда всё же прекратится ЭТОТ БЕСПРЕДЕЛЬНОЕ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ не туда куда нужно, и так везде.УЖАС.

А
05.02.2015 0 0
Андрей Сигаев:

Отдавать прибыльные государственные предприятия в частные руки - это вредительство в чистом виде. Виновных найти и наказать. Предприятия вернуть.

Показать еще комметарии (2)


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more