23 АПР, 15:12 МСК
USD (ЦБ)    93.4409
EUR (ЦБ)    99.5797


Еще одна труба «Газпрома» в Поднебесную: нужен ли китайцам «Алтай»?

12 Ноября 2014 9757 1 Политика
Еще одна труба «Газпрома» в Поднебесную: нужен ли китайцам «Алтай»?

В 2015 году «Газпром» может подписать договор на поставку газа в Китай по новому маршруту. Газопровод «Алтай» протянется от месторождений в Западной Сибири, откуда газ поступает на экспорт в Европу. Зачем России еще один газопровод в Китай?

Шантаж Европы

В 2012 году политической необходимости в газовых сделках России и Китая не было. Но на комиссии по топливно-энергетическому комплексу президент Владимир Путин отмечал объективно складывающиеся тенденции, которые в долгосрочной перспективе могут представлять угрозу текущим позициям России на мировых рынках, в частности ударят по доле «Газпрома» на европейском рынке. Тогда Путин говорил о стремлении Евросоюза к созданию общего рынка газа и диверсификации поставщиков, напоминал о достижениях сланцевой революции в США, которую последовательно отрицали в «Газпроме», и развивающейся конкуренции на рынке сжиженного природного газа (СПГ). Путин предлагал решение – выходить на газовый рынок Китая.

Нельзя сказать, что к тому времени планы начать экспорт топлива в китайском направлении представляли собой чистый белый лист. С 2006 года куратор производственного блока «Газпрома» Александр Ананенков активно продвигал проект газопровода «Алтай»: через алтайские плато, вопреки протесту экологов, он должен был пройти от ресурсной базы Западной Сибири в малонаселенные северо-западные провинции Китая. Трасса газопровода пролегла бы через шесть субъектов федерации: Республику Алтай, Алтайский край, Новосибирскую область, Томскую область, Ямало-Ненецкий автономный округ и Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Проект называли «перенаправлением потоков» газа, предназначенного для Европы, в Китай. Для самой же монополии он позволил бы не только диверсифицировать экспортные направления, но и решить насущную проблему с перепроизводством на месторождениях ЯНАО, которые позволяют нарастить добычу еще на 100 млрд кубометров в год – был бы спрос.

Однако прогнозируемый объем инвестиций в инфраструктуру газопровода, как всегда бывает, имел одно уязвимое место – он был занижен почти в три раза, что вызывало противодействие со стороны департамента перспективного развития «Газпрома» и его главы Влады Русаковой, заказавшей альтернативные расчеты по проекту. Пока в «Газпроме» шла ожесточенная борьба между разными блоками, Китай по-тихому договорился о поставках нужного ему количества газа из Средней Азии. В 2009 году Русакова окончательно заморозила проект, отметив свою победу над производственным блоком монополии. С того момента Китай не раз отмечал, что для него вопрос об «Алтае» потерял актуальность и его больше интересует восточный маршрут, по которому пойдет «Сила Сибири».

В этом же году Туркмения и Китай подписали контракт на поставку 40 млрд кубометров газа ежегодно. С 2012 года по газопроводу «Средняя Азия – Китай» пошел первый газ – 20 млрд кубометров. Всего же, с учетом дополнительного соглашения на поставку еще 25 млрд кубометров, Китай после 2015 года будет получать 65 млрд кубометров туркменского газа. Шантаж Европы с помощью плохо продуманного с экономической точки зрения газопровода «Алтай», казалось, не состоялся. Но в 2014 году на фоне украинского кризиса отношения России и Евросоюза окончательно испортились. Перспективы выхода на китайский газовый рынок для России стали, помимо экономически продиктованной цели, еще и геополитическим инструментом.

Китайские турне

В 2014 году каждый официальный визит Владимира Путина в Китай неизбежно сопровождается новостями из топливно-энергетической области. В мае он во главе российской делегации, прибывшей в Шанхай на двухсторонние переговоры, совершил дипломатическое чудо – еще вечером официальные представители китайской стороны говорили, что договора купли-продажи по газу не будет, а на следующий – последний – день визита руководители «Газпрома» и CNPC трясли друг другу руки с подписанным контрактом в красных папках. Пожимал и Путин руку председателя КНР Си Цзиньпина. Вопрос поставок газа в восточном направлении по трубопроводу «Сила Сибири» наконец обрел твердую почву договоренности.

Стоимость сделки – 400 млрд долларов – впечатляла не меньше, чем срок ее действия – 30 лет, а вот цена, скрытая завесой коммерческой тайны, по некоторым подсчетам разочаровывала, оказавшись ниже среднеевропейской (около 360 против 380 долларов за тыс. кубометров). Не разобравшись до конца с порядком финансирования проекта (стоимость одного газопровода оценивается в 770 млрд руб.), 1 сентября российская монополия положила первый сварочный шов на трубу, которая ежегодно будет переправлять 38 млрд кубометров газа в северо-восточные провинции Китая с еще не освоенных Чаяндинского и Ковыктинского месторождений.

Экономическая выгода проекта для «Газпрома» и России – до сих пор остается темой для дискуссий. Так, например, газовая монополия стоит перед дилеммой: с одной стороны, она не может взять аванс от CNPC, так как это потребует предоставления скидки на газ, с другой – «Газпром» не хочет ухудшать свое финансовое состояние и увеличивать долговую нагрузку, взяв кредит на строительство «Силы Сибири». Путин предлагал докапитализовать компанию, а правительство видит выход из положения в предоставлении монополии средств из Фонда национального благосостояния.

И вот не прошло и полгода, как «Газпром» добился рамочного соглашения с китайской корпорацией о поставках теперь уже по западному маршруту (более желанному для России, с разработанной ресурсной базой, но менее привлекательному для Китая – западные провинции считаются малонаселенными, плюс ко всему с западной границы газ поступает из Средней Азии). На этот раз переговоры проходили в Пекине в преддверии АТЭС. Правда, рамочное соглашение это только начало «трека» для переговорщиков – впереди выработка и согласование договора купли-продажи и межправительственного соглашения.

Но Путин и Цзиньпин договорились разобраться с документами в первой половине 2015 года, рассказал министр энергетики РФ Александр Новак. Тогда же определится цена, но, как и в случае предыдущего контракта, она вряд ли будет объявлена публично («Газпром» официально не раскрывает ценовую политику). Согласно подсчетам руководителя по исследованию сырьевых рынков Nomura Holdings Гордона Квана, стоимость второго контракта может быть в районе 284 млрд долларов. Это значительно меньше суммы по первому соглашению, но падающие цены на нефть, к которым привязана стоимость газа, и слабеющий рубль укрепят позиции китайских переговорщиков. Не на российской стороне и прогнозы относительно мировых цен: к 2020 году Citigroup Global Markets предсказывает среднюю цену в Европе не более 320 долларов.

Строительство «Алтая» начнется после подписания финансовой части документов и определения окончательной цены. «Четыре плюс два года», – сказал председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер о возможных сроках запуска газопровода. До этого Владимир Путин говорил, что западный маршрут может заработать раньше «Силы Сибири». Оба магистральных газопровода начнут прокачку газа в Китай не раньше 2018-2020 года. Взяв своего рода реванш в споре о маршрутах, Миллер заявил, что с точки зрения любых переговоров теперь для России в приоритете западный маршрут. И это закреплено в рамочном соглашении. Однако будет ли он экономически выгоднее восточного маршрута, зависит от предстоящих переговоров.

Китайский спрос и российское предложение

Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер поспешил отметить, что монополия, по сути, разделит газ с месторождений Западной Сибири между Европой и Китаем. Более того, что объемы поставок газа в Китай превысят экспорт в Европу. Но по-настоящему делить вряд ли что-то придется – первоначально обсуждаются 30-летние поставки на уровне 30 млрд кубометров в год. Дополнительных мощностей хватит как для растущего спроса в ЕС, так и для экспорта законтрактованных объемов в Поднебесную. Миллер не случайно говорит о 100 млрд кубометров, которые «Алтай» потенциально может доставлять к китайской границе, но Китаю такой объем, тем более на западной границе, не нужен.

Этим предложение России далеко не ограничивается. Миллер также хотел бы увеличить поставки по еще не построенному газопроводу «Сила Сибири» до 62 млрд кубометров в год, а из Владивостока, куда уже проложены трубы с Сахалина, предоставить дополнительно до 30 млрд кубометров, тоже по трубопроводу. Таким образом, «Газпром» может отказаться от проекта «Владивосток СПГ» по экспорту сжиженного природного газа и привязать себя к одному клиенту вместо торговли на рынке АТР. Всего российская монополия может поставлять в Китай порядка 200 млрд кубометров. И дело тут, скорее, за китайцами.

Однако Китай, даже при растущем потреблении газа и планах уменьшить долю угля в топливно-энергетическом балансе с 68% до 55%, основную ставку делает не на импорт, а на собственную добычу. В 2015 году, согласно подсчетам Министерства природных ресурсов КНР, страна будет добывать 136,5 млрд кубометров газа, а импортировать 93,5 млрд. К 2020 году пропорция сохранится: добыча составит 250 млрд кубометров, импорт 170 млрд. Инфраструктурные же мощности для получения зарубежного газа превысят потребности в нем, достигнув 211,6 млрд кубометров.

За место под солнцем в Поднебесной Россия по части трубопроводных поставок будет конкурировать со странами Средней Азии и Мьянмой, а также с производителями СПГ в Канаде, Австралии, Восточной Африке и США. Для десятков дорогостоящих проектов СПГ включение России в конкурентную борьбу стало плохой новостью. По расчетам Wood Mackenzie, к 2020 году дополнительные мощности по экспорту СПГ в США, Австралии и Иране достигнут 220-240 млрд кубометров. Но предложение со стороны России 68 млрд кубометров газа может означать только одно – снижение цены. Консалтинговая компания Tri-Zen International Inc. прогнозирует, что компании, рассчитывающие наладить поставки в Китай в конце этого десятилетия, будут вынуждены перенести их на более поздний срок. В то же время Японии, Южной Корее и Индии будет доступно больше СПГ.

Складывающаяся ситуация определенно выгодна для Китая – быстрее чем Европа страна получит большое количество поставщиков, высокий уровень конкуренции и относительно низкие цены. Россия переориентирует часть импорта на Китай, но будет сильно зависеть от рынка и долго окупать инвестиции в трубопроводы. Контракты с Россией в ближайшем будущем будут использоваться в качестве средства для снижения цен. Но поставленная в 2012 году Путиным задача будет выполнена. Однако слова Миллера о том, что «в среднесрочной перспективе объемы поставок газа в Китай могут превысить текущие объемы экспорта в Европу» так и останутся «страшилкой». Вопрос в том, зачем «Газпрому» – правдами и неправдами – нужно постоянно пугать крупнейшего потребителя российского газа, который давно хочет порвать с порочной зависимостью от России.

Александр Мельников

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
А
13.11.2014 0 0
Алга:

В последнем предложении весь смысл возни, затеянной вокруг поставок газа в Китай. ЗАЧЕМ? Просто так! Когда вопрос из сферы экономики (цена и условия поставки) переходит для Европы в сферу политику (а мы вас прижмем!), то обратный выверт из сферы политики ( пойдем в Китай назло Европе!) при переходе в сферу экономики теряет половину своей цены! Поясню. Трубопроводы в Европу уже построены, дожимающие компрессоры уже установлены, всех расходов - расход на добычу и транспортировку. А дальше рынок - чувствуешь, клиент охладел и ищет альтернативу, снизь цену, улучши сервис и прочее, все равно будешь с прибылью. Вместо этого Газпром поворот на 180 - Китай наше светлое будущее! Это как торговать 20 лет на Рижском рынке, набитая клиентура, постоянные покупатели, устоявшиеся схемы, и вдруг перейти на Горбушку! Кому ты там нужен? Маневр ради маневра? Похоже... Китай на эти славные проекты не дает и одного юаня, значит, они что-то знают или что-то затеяли такое, что все расходы и усилия России пойдут на строительство экономики Китая. Только.



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more