16 АПР, 22:15 МСК
USD (ЦБ)    93.4419
EUR (ЦБ)    99.7264


Почему России выгодно подвесить вопрос о поставках «Мистралей»

9 Сентября 2014 9859 1 Политика
Почему России выгодно подвесить вопрос о поставках «Мистралей»

Возможный отказ Франции от поставок вертолетоносцев «Мистраль» вызвал протесты рабочих во Франции и дал повод для надежд работникам российского ОПК. Насколько оправданы эти надежды? Каковы последствия этого отказа для Франции и России?

Эхо Сердюкова

Отставка Анатолия Сердюкова с поста министра обороны России еще недавно была воспринята как первая ласточка масштабной антикоррупционной кампании, затеянной в самом лоне администрации президента. Однако продолжения не последовало: суд затянулся, Сердюков из главных подозреваемых был переведен в свидетели, отошел на второй план, а материалы о крупном скандале сошли с первых полос газет. Но смена караула на министерском посту произошла вовремя: новые вызовы времени, как оказалось, потребовали совсем иных хозяйственных качеств, нежели были у «мебельщика», как Сердюкова называли во власти. Тем не менее в сегодняшнем геополитическом противостоянии России с Западом кремлевские стратеги должны быть благодарны бывшему министру обороны. Сердюков, сам того не ведая, наперед предоставил Москве сильный рычаг давления на Европу в период острой конфронтации: он заказал для российского морского флота два вертолетоносца «Мистраль» на верфи «Шантье де л’Атлантик» в Сен-Назаре, Франция.

Нужны ли были России «Мистрали»?

По замыслу Владимира Путина, Сердюков должен был эффективно расходовать огромные бюджетные средства, выделяемых на перевооружение армии. Обновлять вооружение Сердюков предпочел за счет импорта. Контракт на «Мистрали» стоимостью 1,2 млрд евро стал заметной вехой в освоении 613 млрд долларов, которые планировалось выделить на перевооружение в рамках программы, рассчитанной на период с 2011 по 2020 год. Чтобы понять масштаб вливаний в отрасль, можно сравнить эту цифру с доходами от экспорта российского вооружения, которые не превышают 13 млрд долларов в год.

Как теперь выясняется, за «Мистрали» Россия сильно переплатила. По оценке руководителя Центра военного прогнозирования Анатолия Цыганка, вертолетоносцы можно было купить примерно в два раза дешевле. «Каталожная стоимость таких кораблей на мировом рынке – 250 млн евро», – сообщил РИА Новости источник в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).

Оправдывая столь дорогую покупку, начальник Генштаба РФ генерал армии Николай Макаров в качестве основного достоинства «Мистраля» приводил его размеры и многофункциональность: «это и вертолетоносец, и штабной корабль, и десантный корабль, и госпиталь, и просто транспортный корабль, и любую новую функцию ему придать очень легко в самые короткие сроки». Однако эксперты указывают, что корабль не несет серьезного боевого вооружения, не способен обеспечить высадку людей и тяжелой техники непосредственно на берег и не предназначен для размещения вертолетов российского производства. Таким образом, перевооружение российского флота, остро нуждающегося в современных боевых единицах основных классов – фрегатах, корветах и ракетных катерах – началось почему-то с дорогого вертолетоносца, который, скорее, будет использован как штабной корабль повышенной комфортности.

Задействовать «Мистрали» предполагалось для управления морской группировкой, действующей на постоянной основе в Средиземном море, а также для усиления Тихоокеанского флота. При этом корабль не рассчитан на российский климат, в частности, на температуру ниже +7°С. Большие вопросы возникают также по совместимости французского корабля и российского оборудования и даже по производству в России топлива, пригодного для «Мистралей». В феврале 2013 года вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявлял о возможных проблемах в этой сфере.

В защиту контракта стоит отметить, что российским предприятиям передаются технологии по строительству корпуса корабля, информационно-управляющей системы, системы управления связи.

Отечественные конкуренты «Мистралей»

Еще в советское время началась разработка отечественных универсальных десантных кораблей (УДК). Они превосходили нынешний «Мистраль» и по вместимости (до 1000 чел. против 450 на «Мистрале»; до 30 вертолетов против 16), и по скорости (до 30 узлов против 18), и по мощности вооружений. Однако ускоренная реанимация этого проекта, судя по всему, не входит в планы ОПК.

С 2004 года на заводе «Янтарь» в Калининграде ведется строительство БДК «Иван Грен». По водоизмещению (свыше 6 тыс. тонн) он значительно меньше «Мистраля» (21 тыс. тонн), так же как и по вместимости (до 300 десантников), но может перевозить до 13 основных боевых танков массой до 60 тонн, до 36 бронетранспортеров или БМП и, главное, предусматривает неконтактную выгрузку десанта и техники из корабля на необорудованное или пологое побережье. Для этого в трюме перевозится комплекс серийных понтонов, которые могут монтироваться в понтонный мост, соединяющий БДК и побережье, или использоваться как отдельные плавсредства. Стоимость корабля составила 5 млрд руб., но из-за нерегулярного финансирования и многократного изменения требований к проекту передача его ВМФ России постоянно откладывается, в очередной раз она была передвинута на 2015 год.

Гендиректор ОАО «Невское ПКБ» Сергей Власов сообщил также о планах по созданию БДК нового поколения. На его строительство потребуется 7-8 лет и около 20 млрд руб.

Для сравнения, первый из «российских» «Мистралей» – «Владивосток» – был заложен на верфи в Сен-Назере 1 февраля 2012 года и, согласно контракту, должен поступить на вооружение ВМФ к концу 2014 года.

Политика или оборона?

Предпочтение импорта в ущерб отечественным ОПК и обороноспособности неожиданно возымело сегодня и положительные последствия. Западные лидеры вынуждены лавировать, стараясь, чтобы политические интересы не наносили ущерба экономике. Президент Франции Франсуа Олланд дипломатично объявил не о разрыве контракта, а о его временной заморозке. Отказ от продажи «Мистралей» России ставит под удар 300 рабочих мест на верфи в Сен-Назере, отмечает французская пресса. Профсоюзы, лидеры крайне левых и крайне правых партий выступают против, обвиняя Олланда в подчинении интересов Франции требованиям США и НАТО. Но не меньше беспокоит французского президента перспектива выплаты неустойки и возврата уже перечисленных Россией средств – общая сумма, по некоторым оценкам, может составить 2 млрд евро. Серьезно ухудшится и репутация страны как делового партнера. Уже сегодня в Индии обсуждают, стоит ли заключать с Францией контракт на покупку истребителей «Рафаль» общей стоимостью 20 млрд долларов.

Стоит отметить, что хотя вся тяжесть ответственности ложится сегодня на Францию, «Мистраль» по сути является интернациональным кораблем. В реализации контракта участвуют французская государственная оборонная компания DCNS, верфь «Шантье де л’Атлантик» южно-корейской компании STX, финская Wärtsilä и шведское подразделение Rolls-Royce (силовые установки и движители), международная промышленная группа Thales Group (боевая информацинно-управляющая система «Зенит-9»), французская компания Sagem (инфракрасные поисково-прицельные системы Vampir-NG), российская Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) (часть кормовых секций для «Мистраля» изготавливали на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге).

Интересно, что для выхода из сложившейся непростой ситуации могут быть привлечены партнеры Франции по НАТО. Такое мнение высказали военные эксперты американского еженедельника Defense News. Половину стоимости контракта могли бы оплатить США, а на вторую половину «скинулись» бы Канада и другие европейские члены НАТО. На долю Франции пришлось бы тогда 25% стоимости контракта, а вертолетоносцы пополнили бы не российский флот, а Силы реагирования НАТО. Готовы ли США и их союзники заплатить такую цену за проводимую ими политику, покажет время. Однако ситуация с «Мистралями» определенно выгодна для внешней политики Москвы в период украинского кризиса, так как создает давление на французское правительство изнутри и раскалывает страны ЕС, пытающиеся выработать единую политику в отношении России, в частности путем согласования санкций. Экономические потери Парижа и задетые интересы профсоюзов можно сравнить с недовольством европейских сельхозпроизводителей, которые так же пострадали от ответных санкций России.
Импорт, коррупция и новые технологии

Есть ли у импортных контрактов другие плюсы, кроме политики, остается под вопросом. Очевидно, что система откатов при работе с зарубежными партнерами никуда не исчезает. «Приобретение "Мистралей" вызывает сильные подозрения в коррупции вокруг этой сделки, – отмечает руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок. – Решение о покупке могло быть пролоббировано теми людьми, которые получили большой "откат" от сделки. И наша финансовая полиция не в состоянии проследить ход таких сделок, совершаемых за рубежом».

Переход к политике импортозамещения приведет к перераспределению значительных денежных потоков. Однако, как показывает опыт, это отнюдь не гарантирует большую эффективность вложений.

Впрочем, столь же очевидно и то, что продавать именно новейшие технологии никто нам не станет – особенно странно было бы ожидать этого в сфере вооружений и от стран-членов НАТО, которые считают Россию потенциальным противником. Таким образом, в разработке и производстве действительно суперсовременного оборудования России стоит рассчитывать только на отечественные ресурсы.

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
А
25.10.2014 0 0
Алексей:

Всё в общем то понятно, но если они стоили по каталогу 250, то как они стали стоить в реале под 600? Технологии технологиями но... как то разнятся цифры.



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more