19 АПР, 09:58 МСК
USD (ЦБ)    94.3242
EUR (ЦБ)    100.2787


Почему сверхдоходы от нефти не помогут России преодолеть экономический спад

21 Июля 2014 9745 6 Интервью и комментарии
Почему сверхдоходы от нефти не помогут России преодолеть экономический спад

Российское правительство отказалось пересматривать бюджетное правило в условиях экономического спада и геополитических рисков. Вместо стимулирования экономического роста кабмин займется повышением доходности и эффективности расходов. Почему ограничение госрасходов для России оказалось лучше их увеличения?

Тимур Нигматуллин Антон Сороко Дмитрий Журавлев

В пятницу на встрече президента Владимира Путина и министра финансов Антона Силуанова глава государства сказал, что бюджетное правило, которое позволяет России аккумулировать в специальных фондах конъюнктурные доходы от продажи нефти, и его параметры меняться в обозримом будущем не будут. По словам Путина, вместо этого правительство для решения текущих задач, стоящих перед экономикой, должно искать возможности внутри самой экономики и бюджета, повышая доходность. К этому Силуанов добавил еще одну задачу: повышение эффективности госрасходов.

Еще весной глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев говорил о возможности запустить контрциклический механизм, пересмотрев бюджетное правило и заместив отсутствие частных инвестиций государственными вложениями. Это позволило бы стимулировать экономический рост, который в этом году из-за геополитической напряженности может составить отрицательное значение. Глава Минфина в интервью газете «Ведомости» согласился, что бюджетное правило должно учитывать фазы экономического цикла – когда экономика растет, государство снижает расходы, а при экономическом спаде, наоборот, наращивает в целях поддержания роста. Таким образом, пики и падения сглаживаются.

Но между тем, по словам Силуанова, правительство полностью сохранило бюджетное правило, предполагающее ограничение по размеру дефицита не более 1% ВВП, и одобрило в бюджете 2015 года оптимизацию госпрограмм на 2%. Исключением стали здравоохранение, образование, транспорт и сельское хозяйство. Обеспечивая макроэкономическую стабильность и доверие к бюджетной и денежно-кредитной политике, финансовый блок правительства придерживается процикличности – со спадом в экономике урезаются расходы, а стимулы для роста сокращаются.

При этом не только сохранить, но и ужесточить бюджетное правило из-за увеличения ненефтегазового дефицита до 10,4% ВВП российскому правительству этой весной рекомендовали эксперты МВФ. В 2013 году 80% сверхдоходов от продажи нефти в итоге пошли на замещение выпадающих источников. В текущем году ситуация не лучше. Но есть ли у такой экономической политики перспективы или российской экономике нужен контрциклический подход, когда экономические спады, как нынешний, осложненный санкциями и ослаблением рубля, сглаживаются ростом госрасходов?

 

Тимур Нигматуллин, аналитик Инвесткафе: На мой взгляд, отказ от ужесточения и курс на ослабление так называемого бюджетного правила принес бы российской экономике больше вреда, чем пользы. Например, ослабление бюджетного правила и наращивание максимального дефицита бюджета до уровня более 1% от ВВП, в условиях негативной экономической конъюнктуры автоматически накладывает на российскую экономику сразу два типа дополнительных рисков – бюджетные и инфляционные.

В частности, сейчас не исключено дальнейшее снижение цен на нефть из-за слабого мирового спроса на данное сырье и относительной стабилизации ситуации в нефтедобывающих странах – Ливии и Ираке. В итоге повышение ненефтегазового дефицита бюджета в этом случае чревато «оптимизацией» или даже секвестром расходной части федерального бюджета. Если же цены на нефть останутся достаточно высокими, чтобы закрыть дефицит бюджета, то в условиях нерешенных проблем с плохим инвестклиматом и низкой эффективностью госрасходов, наращивание госинвестиций может привести лишь к усилению инфляционного давления, которое и так поддерживается ослаблением рубля. Это произойдет из-за несвязанного с повышением производительности труда повышением зарплат бюджетникам и соответствующего разгона инфляции до 6-6,5% по итогам 2014 года. Положительное влияние на ускорение темпов роста ВВП при этом вряд ли будет существенным.

Что касается контрциклической политики, то госрасходы в принципе не очень хороший способ стимулирования экономики, так как требуется много времени для проектирования и строительства объектов. Экономический эффект от них становится заметен после «пика» кризиса.

 

Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»: Конечно, охлаждение отношений между западными странами и Россией не пройдут бесследно для экономики РФ, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, пока у нас не получилось запустить механизмы импортозамещения и переориентации на сотрудничество со странами БРИКС. На текущий момент уже началась работу по формированию защиты и снижения негативных последствий от санкций Запада. Практически сразу получили развитие сразу несколько направлений, среди которых: создание собственной платежной системы (и ужесточение требований к работающим в России МПС), расширение сотрудничества со странами АТР, создание аналога МВФ на основе взносов со стороны стран БРИКС, запуск интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС, а также расширение объема торговли с зарубежными партнерами в обход доллара. Но все эти меры – долгосрочные, а сейчас на первый план выходят бюджетные проблемы (которые в регионах стоят особенно остро) и отсутствие в экономике «длинных денег», что является следствием текущей монетарной политики российского Центрального банка. Конечно, неизменность бюджетного правила – попытка не прибегать каким-либо кардинальным изменениям. Пока наше правительство надеется исправить ситуацию с помощью оптимизации администрирования и точечных изменений в бюджетно-налоговой сфере. Не факт, что это получится, так что бюджетное правило вполне может быть отменено в недалеком будущем.

 

Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем РФ: Смягчение бюджетного правила может дать деньги. Но деньги сами по себе не так уж важны. Важно то, на что их тратить. Если деньги не будут потрачены на развития реального сектора то от такого смягчения – появления пустых денег – будет вред, а не польза.

Ужесточение бюджетного правила ограничит свободу государства в использовании его денег. И средства не будут попадать в экономику. А если форма хранения средств (в американских облигациях) сохранится, то они будут работать на чужую экономику. Так, что рекомендация МВФ естественна, ребята работают на свой интерес.

В вопросе подхода – цикличная или контрцикличная экономическая политика – нет однозначного ответа. Дела в том, какие это расходы. Если госрасходы стимулируют собственное производство, развитие науки или человеческого капитала, то контрцикличный подход работает, но если госрасходы это покупка предметов роскоши или строительство золотых дорог (прибыль от которых оказывается на частных счетах в западных банках), то такие госрасходы экономику не стимулируют. Вывод прост: смягчение бюджетного правела эффективно только при наведении порядка в госуправлении.

 

Максим Раевский, член совета директоров девелоперской компании «СтройИнвестТопаз»: С одной стороны, финансирование инфраструктурных расходов может привести к увеличению ВВП на 0,5%, но коренных проблем в экономике это не решит. С другой, государство и так потратило значительные средства на Олимпиаду, саммит АТЭС, и, видимо, пока решили подождать.

С рыночной точки зрения, конечно, ограничение госрасходов – положительный момент, поскольку оно способствует развитию конкуренцию, и позволяет планировать бюджет, исходя из минимальных цен на нефть, то есть готовности экономики к стрессовому сценарию. Сейчас необходимости для этого нет, поскольку цены на нефть находятся на высоком уровне, а последствия санкций будут видны в полной мере только через два-три месяца.

Рост госрасходов должен быть обоснован, но у этого подхода есть минус, поскольку страна начинает жить не по средствам. Опять же такой подход должен иметь жесткое экономическое обоснование, и в нем нет необходимости, пока экономика растет, пусть даже медленно. При рецессии голоса сторонников смягчения бюджетного правила будут более слышны, чем сейчас.

Редакция

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
Л
07.08.2014 0 0
Лена:

Нельзя трогать социалку. Страну развалить хотите? Как дядя Сэм заказал?.Терпите экономисты. Нам ровняться нинакого нельзя. Мы одни. Выживаем на необитаемом острове. Периодически высаживаются пираты (в Арктике, например_. Отсюда и исходите. Низкий налог для тети Маши. Высокий для владельцев Газпрома. От пенсий руки долой.

Я
06.08.2014 0 0
Яна:

потому что все в кармашек, в кармашек идет. Все так делают! Врачи итд

Ф
22.07.2014 0 0
Фараон:

Проплаченный Оксанов из США. Словоблудием занимаетесь вы на протяжении уже многих лет. Цепляетесь ко всем простым кто смел по своему от сердца прокомментировать ту или иную статью. Зато вы как шакал стараетесь укусить каждого. Не у всех есть и время и желания заниматься дискуссией, в т.ч. и у меня. Зато вы успеваете набрасываться на всех - хорошо кормят... это же долбанная США!!!

А
22.07.2014 0 0
Аркалий Оксанов:

Фараон Болтаете Вы. Бессодержательно. Вам никто не мешал самому прокомментировать статью, а не цепляться ко мне. И пожалуйста, поменьше цитируйте зомбоящик. Факты на стол, а демагогию на помойку.

Ф
22.07.2014 0 0
Фараон:

Одна болтовня! Куда делось слово коррупция?! А также "Рыба гниёт с головы". Все!!!!!!!!!! Дальше объяснять умным не надо, а дурак будет гнуть своё. Но откуда взялась эта "непобедимая" гидра - руководимая госдепом с Западом? - после "перестройки". И скинуть и уничтожить её очень не просто! Больше половины СМИ - оболванивают народ! Большинство ключевых госдолжностей проплачиваются западом на распродаже страны. Даже с Украиной, где уничтожают наших соотечественников, Россия действует как шестерка. Закулисные игры народ то не видит. А факты "обосновывают" как выгодно госдепу. Последний пример со сбитым самолётом. А такие как проплаченный А.Оксанов подливают масло в огонь и об истинных причинах никогда не напишут! "Некомпетентные чиновники" - не смешно???

А
21.07.2014 0 0
Аркалий Оксанов:

Всё вокруг да около. То, что Россия снова, как это было со стабфондом, "зажимает" заработанное в стране, отправляя это на Запад, приводит к тому же самому, что было со стабфондом: дефициту денег у бизнесов в стране для развития, иностранным займам бизнесов с высокими процентами, неэффективности использования накопленного за рубежом в критических условиях: не для страны, а для избранных. То, как будет работать стабфонд, писалось ещё до его создания.Не научились. Государство, которое копит деньги в зарубежных банках, вместо того, чтобы тратить на страну, подобно хозяину собаки, который экономит на еде для неё и на оборудовании собачьей будки. Хозяин знает, что если собака сдохнет, то щенок её заменит ("новых нарожают"). Экономисты очень боятся государсвенных расходов, а надо бояться некомпетентных чиновников, в том числе. и экономистов. В России налоговая нагрузка 33.3% ВВП, в большинстве стран, где уровень жизни в разы выше российского - более 40%, есть и 50%. Дело в технологии взимания налогов: в России децильное неравенство 1:16, в странах с более высокой долей налогов - 1:4 - 1:6. Т.е. в этих странах намеренно увеличены доходы у нижних слоёв и ограничены у верхних. И при этом страна богатая, без всяких стабфондов и без сырьевой подпитки. Не поучиться ли? Например, вспомнить Генри Форда от 1915 года:"Мои рабочие - мои главные покупатели".



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more