19 АПР, 09:41 МСК
USD (ЦБ)    94.3242
EUR (ЦБ)    100.2787


Источники пополнения казны. К чему приведет повышение налогов на труд и потребление?

7 Июля 2014 9168 6 Интервью и комментарии
Источники пополнения казны. К чему приведет повышение налогов на труд и потребление?

Доходы федерального бюджета в ближайшие пять лет будут снижаться. Минфин предлагает повысить ряд налогов, в частности на труд и потребление. Какие негативные последствия могут быть у такого маневра для потребления, самочувствия компаний и ведения бизнеса в России?

Егор Батанов Антон Сороко Анна Кокорева Тимур Нигматуллин Дмитрий Журавлев

На прошлой неделе министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что в правительстве обсуждается идея введения в регионах налога с продаж (от 3 до 5%) параллельно с НДС. Сегодня газета «Ведомости» сообщила о правительственных дискуссиях на тему увеличения НДФЛ с 13 до 15%, а НДС – до 20% после 2018 года, то есть в следующем электоральном цикле, так как до 2018 года правительство обещало налоги не повышать. Есть ли альтернативы увеличению налоговой нагрузки или это наиболее простой способ сбалансировать бюджет? Ударит ли это по экономической активности и росту?

 

Егор Батанов, партнер юридической компании «Некторов, Савельев и Партнеры»: Повышение налогов, безусловно, негативно скажется на экономическом росте в России. Нужно отметить, что международные эксперты, в частности из HSBC уже сейчас говорят, что по итогам первого полугодия экономика России находится в рецессии. Повышение НДС более всего затронет те отрасли, доля добавленной стоимости в которых традиционно высока. Это некоторые отрасли обрабатывающей промышленности, в особенности, машиностроение и легкая промышленность. Вместе с тем повышение не так сильно скажется на ведущих российских «экспортных» отраслях, генерирующих основные доходы для бюджета, в частности на нефтегазовой. В этой отрасли доля налоговых вычетов стабильно превышает сумму налога, подлежащего к уплате в бюджет. Ударит повышение НДС и по потреблению – повышение НДС немедленно вызовет повышение цен, что вынудит многих перейти на более дешевые и менее престижные товары.

При этом повышение налогов отнюдь не гарантирует рост доходов. Взаимосвязь между государственными доходами и уровнем налоговой нагрузки отражается кривой Лаффера. Повышение налогов, с одной стороны, ведет к уменьшению экономической активности, а, следовательно, и налоговых поступлений, а с другой стороны, стимулирует предпринимателей к все более активному поиску схем, направленных на уклонение от уплаты налогов. Так, повышение НДФЛ, безусловно, повлечет увеличение доли «зарплат в конвертах». Поэтому без усиления контроля над собираемостью налога повышение ставок не даст результатов. Пока же мы не слышим ни об одной мере, которая была бы направлена на борьбу с теневой экономикой.

Негативное влияние также оказывает не столько сам факт повышения налогов, а нестабильность налогового законодательства и налоговой политики государства. Если вы посмотрите «Основные направления налоговой политики России» за последние несколько лет, то практически в каждом из них заявлялось о том, что уровень налоговой нагрузки повышаться не будет. Сами слухи о повышение налогов уже заставляют предпринимателей подстраховаться и пересмотреть некоторые программы развития своего бизнеса, в частности, отказаться от долгосрочных модернизационных программ.

Альтернативных источников для пополнения бюджетных доходов не так много. Главные из них – это приватизация государственного имущества и привлечение займов. При утверждении в июле прошлого года программы приватизации Правительство рассчитывало получить доход от приватизации в течение 3-х лет в размере 1,7 трлн руб. Эти доходы были посчитаны исходя из обычного развития экономики и не предполагали, в частности, увеличения расходной части за счет необходимости обеспечения социального развития Крымского полуострова. Вряд ли Правительство сможет существенно нарастить доходы за счет расширения программы приватизации, в условиях кризиса в российской экономике и фактического закрытия для российского капитала международных рынков реализовать госактивы по рыночной цене будет крайне трудно. Другой источник для покрытия дефицита – международные заимствования – также не будет эффективным сейчас. Напомним, что международные рейтинговые агентства этой весной понизили суверенный кредитный рейтинг России (S&P до BBB-, Fitch до BBB) с установлением прогноза по рейтингу «негативный». В таких условиях за счет заимствований можно привлечь только очень дорогие деньги (под высокую ставку), что вряд ли будет приемлемым.

Скорее добиться сбалансированности бюджета можно за счет сокращения государственных расходов, однако, вряд ли это возможно в условиях текущей политической ситуации. Сокращение расходов потребует, в частности, отказа от реализации многих мероприятий, предусмотренных «майскими» указами Президента, что может негативно сказаться на электоральной поддержке.

 

Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»: Сразу стоит отметить, что предложенные меры пока не обсуждаются на уровне президента РФ, а являются скорее одним и наиболее вероятных вариантов по борьбе с бюджетным дефицитом, который может возникнуть в ближайшие годы на фоне стагнации национальной экономики и роста доли нефтегазовых доходов. Также правительством учитывается тот факт, что сейчас заимствование на внешнем рынке для российских властей проблематично, а значит, использовать расширение долговой нагрузки для покрытия дефицита пока достаточно сложно. Думаю, что в предложенном варианте предполагается, что к 2018 году ситуация не улучшиться (т.е. вариант, по моему мнению, консервативный), а значит, правительству придется искать альтернативные варианты наполнения бюджета. Я считаю, что такая мера в краткосрочной перспективе поможет решить бюджетные проблемы, но в рамках долгосрочного планирования она скорее станет негативом – неизбежно сократится деловая активность, что приведет к еще большему замедлению экономики, увеличению доли государственного сектора и снижению других налоговых поступлений, в частности, от налога на прибыль. Мы можем увидеть еще один раунд роста инфляции, увеличение объема теневой экономики и ликвидацию бизнеса, который в изменившихся рыночных условиях перестанет быть эффективным. Все-таки не стоит отметать возможность фондирования бюджета за счет эмиссии долга – думаю, что к 2018 году ситуация со стоимостью заимствований улучшиться, что позволит использовать данный инструмент хотя бы на часть его мощности.

 

Анна Кокорева, аналитик компании Альпари: Эффект от поднятия налоговых ставок для бюджета будет положительный, но для бизнеса и потребителей негативный. Во-первых, высокие налоги будут препятствовать развитию малого и среднего бизнеса. Отпугнут новых бизнесменов и ухудшат условия работы для старых. Во-вторых, увеличение НДС и налога с продаж приведет к росту цен на товары и услуги. А повышение НДФЛ к снижению доходов граждан, которые итак в последнее время практически не растут.

Альтернативой для правительства является ускорение темпов роста промпроизводства и повышения производительности труда. Однако для того чтобы ускорить рост промпроизводства нужны денежные вливания либо со стороны инвесторов, либо со стороны государства. Во втором случае вопрос снова упирается в бюджет.

 

Тимур Нигматуллин, аналитик Инвесткафе: Повышение налоговой нагрузки действительно может негативно сказаться на экономическом росте в связи с ожидающимся снижением потребления домохозяйств и деловой активности. Впрочем, это позволит «выровнять» доходную часть федерального бюджета. Например, за январь-май 2014 года нефтегазовые доходы сформировали 53,5% доходной части федерального бюджета, что означает большие риски для его исполнения при снижении цен на нефть.

В целом же, я негативно отношусь к данной инициативе, даже с учетом того, что она принесет несколько большую бюджетную стабильность. На мой взгляд, в условиях замедления темпов роста ВВП важно использовать все возможные способы для стимулирования экономики – в том числе и смягчением фискальной нагрузки. Тем более что, в случае с РФ, из-за коррупционной составляющей и долгих сроков проектирования/строительства не очень эффективным является наращивание госрасходов в строительство инфраструктуры, а монетарное стимулирование ЦБ РФ пока не решается начать из-за угрозы роста инфляции.

Повышение налогов говорит о том, что правительство не ожидает существенного роста промышленного производства за счет, которого будет происходить рост ВВП и доходов бюджета. Вместе с тем, расходы бюджета растут, вместе с ними будет увеличиваться дефицит, прогнозируя подобные явления заранее, правительство ищет пути выхода из складывающейся ситуации. В данном случае идет речь о повышении налогов.

 

Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем РФ: Повышение налогов всегда тормозит рост экономики. Именно поэтому стремятся это средство не использовать, пока нет другого решения. Повышение налогов приводит к уменьшению экономической активности. В результате уменьшается налогооблагаемая база. Процент, изымаемый государством, возрастет, а абсолютные цифры государственных доходов могут даже сократиться. Кроме того, у предпринимателя появится острое желание уйти в тень, что приведет к снижению собираемости налогов.

Следствием повышения налогов является повышение цен, что население ощутит тут же. Наш предприниматель пессимист по натуре, поэтому цены он поднимет на большую сумму, чем потеряет от повышения налогов. Наше население не очень богато, поэтому повышение цен приведет к уменьшению потребления и, в конечном счете, ударит по предпринимателю. Те, кто ведут бизнес, уменьшат активность, те, кто собирался вкладываться в Россию, подумают, стоит ли это делать.

Повышение налогов самое простое решение пополнения бюджета, и боюсь, что именно простота привлекла к нему, а еще ведомственный подход. Минфин может реагировать на все проблемы только изменением налогов. На ситуацию влияет все три названных фактора. Но эффективно воздействовать мы (Россия) можем только на эффективность расходов, тем более что возможность для повышения эффективности использования средств у нас есть. Многое из того, что делается на бюджетные деньги можно делать дешевле, например, хорошо бы проверить эффективность госпрограмм, не говоря уже о том, что при хорошем контроле можно сократить коррупционную составляющую, что даст доход больший, чем налоговая реформа.

Редакция

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
М
15.10.2014 0 0
москвич:

Почему бы не принять закон, обязывающий выплачивать РПЦ и все культовые сооружения налоги, за землю, коммуникации и.т.д. как это делают простые россияне. Не думаю, что слуги божьи живут за чертой бедности, особенно а москве, где земля не дешевая а наш любимый мэр Собянин безвозмездно выделяет землю на строительство 200 церквей в старой москве?

А
08.07.2014 0 0
Аркадий Оксанов:

Валерка Вы читали о том, что НДС - это налог, который оплачивает потребитель? Вот так и получается с любым товаром. По мере изготовления товара разными предприятиями увеличивается стоимость, каждый добавляет свою добавленную стоимость - и в конце концов рожжается цена товара, в которой лежат все добавленные стоимости. НДС - это оплата государству части добавленной стоимости, которая возникла при производстве товара. Конечная цена товара включает все издерки производителей, в том числе и то, что они заплатили государству в качестве НДС. Заплатили каждый за то, что добавили к стоимости, но общая сумма налога равна сумме всех НДС, заплаченных каждым. Их внутренние возвраты - это для того,чтобы никто не платил дважды. . Когда покупатель приобретает этот товар, он платит цену. Но все изготовители включили в цену все свои издержки,в том числе, то, что отчислено в качастве НДС. Поэтому и получается, что весь НДС оплатил покупатель. Изготовители фактически ничего не платили - они просто причисляли то, что у них государство забрало в качестве НДС к цене товара. И получилось так: изготовление товара стоило 1000 рублей, но государству заплачен налог НДС -180 рублей, поэтому цена изделия, по которой его купят увеличена на величину НДС, т.е 1180 рублей. И это заплатил покупатель. А предприятие реально получило только 1000, потому что 180 уже ушли в качестве НДС. Не думаете ли Вы,что сделав работу на 1000 рублей, несчастное предприятие отдало 180 в виде НДС, а покупатель купил это за 1000? Такое - идиотская благотворительность. Нет - предприятие задаром ничего не делает, и всё, что с него сдирают в качестве налогов, переводит на покупателя. Другое дело: купит покупатель, или нет. За 1000 он бы купил, а за 1180 возьмёт, и не купит. Или купит дешёвый суррогат Получается, что этот налог снижает покупательную способность, снижает и производство.

В
08.07.2014 0 0
Валерка:

Не, мужик. Ты чего то тут не догоняешь. НДС оплаченный в цене детского одеяльца Оплачен не государству в бюджет, а продавцу- производителю продукта.Государству он пречислит только остаток после возмещения им оплаченных налогов. Поэтому рост ВВП и рост доходов от НДС не находятся в математической зависимости тем более в прямопропорциональной. Станислав хороший совет дал тебе. Учи текст закона об НДС.

А
07.07.2014 0 0
Аркадий Оксанов:

Валерка Не поняли... И чего же Вам не хватило? Когда неродившемуся младенцу покупают приданое: коляску, кроватку, бельишко и пр. , то платят и НДС. При этом, купят розовое, а родится мальчик, которому нужно голубое, а НДС всё равно уже заплачен. Не говоря о худшем... Так и с умершим: человека уже нет, но надо купить всё. что нужно ему в последний путь - и со всего этого платится и НДС.Т.е. государство своё имеет даже с умерших. Хорош налог, разве нет? А если страна работала в поте лица, и ВВП на 10% больше прошлогоднего, то государство получит и в виде НДС тоже на 10% больше. Хуже противоположное: ВВП снизился, стране, вроде, нужны средства для того, чтобы решить проблемы, а НДС тоже снизился. Именно такая ситуация сейчас: разговоры о повышении НДС начались из-за того, что нет роста ВВП, т.е. нет и увеличения НДС, получаемого государством. Теперь Вы поняли, или попрежнему? Тогда Вам надо не ко мне.

В
07.07.2014 0 0
Валерка:

"Это налог на всех и всё, от труда и прибыли, и до налога на младенцев и умерших." Бюджету нужны деньги, а не младенческие испражнения. А с покойников можно получить только опарышей для рыбалки. Мужик пить меньше надо.

А
07.07.2014 0 0
Аркадий Оксанов:

Такие гуру от экономики - и только про повышение налогов, прежде всего,НДС. И в правительстве тоже такие же гуру. Как будто нет способов повышения изъятий, кроме, как с помощью чохового увеличения пресловутого НДС - и не налога вовсе, а дани со всего общества. Налоги всегда должны быть целевыми, обществу всегда должно быть ясно, почему с кого-то взимается налог. Такого подхода Россия не знает. НДС в Европе - это "скрывающий налог" . Европе нужно много средств на социальные программы, а взять их с помощью очень высокого подоходного (более 50% дохода) - это вызвать социальное недовольство. Поэтому и придуман НДС, чоховая передача государству части ВВП. Это налог на всех и всё, от труда и прибыли, и до налога на младенцев и умерших. В России совсем другая ситуация: социальные расходы малы. И российский НДС - это дань всего общества своему любимому государству. Дань, неизвестно за какие его заслуги, за Крым, что ли? Совсем иное - подоходный налог. Если он "плоский" - в нём нет сущности: один и тот же процент взимается с того, что человек вынужден тратить, чтобы прожить; и такой же процент взимается с того, что человнк тратит из суперизбытка. Да и нагрузка не общество резко различна - для простого работяги и для олигарха. Работяга пользуется общественным минимально и платит за это сполна, например, за транспорт и жильё, Олигарх использует общественное очень активно, в том числе и ту инфраструктуру, которая считается бесплатной. Товары для него едут по всем дорогам - бесплатным, пересекают реки по мостам - бесплатным, его завод пожирает кислород атмосферы - бесплатно, повышает температуру планеты - тоже бесплатно. В его доходе и прибыли большАя часть - это потребление общественного. Более того, его прибыль достигается тем, что общество покупает его продукцию, материально помогая ему. Разве олигарх равен работяге? Именно поэтому в рыночных странах подоходный налог - прогрессивный: тот, кто натрудил своей деятельностью общество сильнее и получил бОльшую отдачу от общества, платит бОльший процент со своего дохода ( в котором, повторяю, громадная доля общественного). Т.е богач должен делится с теми, кто помог ему получить богатство. На необитаемом острове ему не продать ни одного изготовленного им теолевизора - ничего не получит. Вывод: заменить плоский подоходый налог прогрессивным - это даст государству очень многое. В США с малообеспеченых работников (а это порядка 2-х тысяч долларов в месяц (65 тысяч рублей) подоходный налог нулевой. Он начинается с 15% дохода и достигает 40% дохода уже у среднего класса. Сравните. И налог на прибыль предприятий - государство изымает 35% прибыли. Остальное достаётся предприятию. Но если предприятие превращает остаток в выплаты - получатели платят с них 40% подоходного налога. Такое позволяет не взимать НДС. России необязательно революционно отменять НДС. Если ввести прогрессивный подоходный налог, да ещё добавив к нему налог на роскошь и свехприбыли, то НДС можно снизить вдвое-втрое. Подоходный налог целесообразно взимать с доходов выше 30-40 тысяч рублей в месяц, а для доходов более 200-300 тысяч рублей установить налог 30-40% дохода. Конечно,просчитав всё. Но кто ж "им дасть"



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more