19 АПР, 05:15 МСК
USD (ЦБ)    94.3242
EUR (ЦБ)    100.2787


Евразийский экономический союз: будет ли Россия субсидировать Белоруссию и Казахстан?

25 Марта 2014 9650 1 Экономика
Евразийский экономический союз: будет ли Россия субсидировать Белоруссию и Казахстан?

С 1 января 2015 года Россия, Белоруссия и Казахстан образуют Евразийский экономический союз (ЕАС). За оставшееся время будущим членам ЕАЭС предстоит решить, как будет регулироваться рынок нефти и нефтепродуктов. Почему России это может быть невыгодно?

Экономическая интеграция с Белоруссией и Казахстаном будет стоить России увеличения объема субсидий соседним экономикам до 30 млрд долларов в год, признает заместитель министра финансов Сергей Шаталов, а нефтяной отрасли – резкого увеличения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с 2015 года. Дело в том, что ЕАС предполагает снятие тарифных и прочих ограничений во взаимной торговле. В первую очередь это может негативно сказаться на нефтедобыче, нефтепереработке и нефтехимии. Однако партнеры по ЕАС от этого могут только выиграть.

Белоруссия

Собственные запасы нефти в республике сравнительно невелики. Пик добычи пришелся на 1975 год (7,96 млн т), затем объемы постепенно уменьшались. Сегодня на 63 месторождениях страны в общей сложности добывается порядка 1,7 млн т в год (в 2013 году – 1,645 млн т). Государственный монополист по нефтедобыче в Белоруссии, производственное объединение «Белоруснефть», согласно данным на сайте компании, также добывает нефть на шести месторождениях в Венесуэле. Общий объем добычи за пять лет составил более 4,26 млн т. С 2013 года «Белоруснефть» начала добычу нефти также в России (в Ямало-Ненецком автономном округе). В активе предприятия шесть месторождений, пока разрабатывается четыре (на трех добывается нефть, и на одном – газовый конденсат и природный газ). Общий объем извлекаемых запасов и ресурсов составляет свыше 40 млн т, годовая добыча нефти и газового конденсата – порядка 140 тыс. т. В планах компании – увеличить объем добычи нефти на российских месторождениях на 50%. Практически всю добытую нефть республика экспортирует в сыром виде, в основном в Германию. В 2013 году было экспортировано 1,619 млн т, на 1,241 млрд долларов. Пошлины от экспорта собственной нефти республика, естественно, зачисляет в свой бюджет.

Но гораздо больше доходов – примерно треть от всей экспортной выручки республики – приносит Белоруссии экспорт нефтепродуктов – их республика продает почти в девять раз больше, чем сырой нефти. В 2013 году, правда, объем экспорта в этой сфере уменьшился на 22,5% – до 13,563 млн т, общая выручка при этом снизилась на 29,8% –до 10,176 млрд долларов. Для производства нефтепродуктов используется в основном российская нефть. С 2011 года Белоруссия импортирует ее беспошлинно, но перечисляет в бюджет РФ пошлины за экспорт произведенных из нее нефтепродуктов. В 2013 году общая сумма этих перечислений превысила 3,3 млрд долларов.

Нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в республике всего два – Мозырский и Новополоцкий. Основными акционерами ОАО «Мозырский НПЗ» являются правительство Белоруссии (42,76% акций) и НГК «Славнефть» (42,58% акций). Еще 12,25% акций владеет ОАО «МНПЗ+», 2,41% – физлица. «Славнефть» – российская компания, 99,7 % ее акций контролируется на паритетных началах компаниями «Газпром нефть» и «Роснефть». Госдолю в «Мозырском НПЗ» и ОАО «МНПЗ+» Белоруссия готова продать за 518 млн долларов. Среди возможных претендентов на покупку завода называют «Роснефть» и «Газпром нефть». Одним из условий приватизации Мозырского НПЗ является фактически удвоение его мощности к 2020 году, так чтобы к этому времени поставки нефти на предприятие увеличились до 20 млн т.

Сейчас Белоруссия импортирует нефть исключительно из России, однако объемы поставок меньше, чем хотела бы республика. Так, в 2014 году вместо запланированных 23 млн т нефти, возможно, будет поставлено лишь 21 млн т. При этом о своей готовность поставлять нефть на белорусские НПЗ заявил Казахстан, но налаживание прямых поставок оттуда возможно лишь в рамках ЕАЭС, когда будут согласованы все вопросы по равному доступу членов ЕАЭС к инфраструктуре друг друга и установлен единый тарифа за пользование этой инфраструктурой.

Казахстан

У Казахстана, наоборот, больше нефти, но хуже с ее переработкой. Доказанные запасы составляют 5,6 млрд т, и объем добычи «черного золота» постоянно растет: в 2013 году было добыто 81,7 млн т, в 2014 – планируется добыть 83 млн т, к 2018 году этот показатель намечено довести до 110 млн т. Большая часть добытой нефти экспортируется. В 2013 году Казахстан экспортировал 68,158 млн т нефти и газового конденсата на 55,221 млрд долларов.

Экспорт нефтепродуктов на порядок меньше: в 2013 году – 5,252 млн т на 3,144 млрд долларов.

В республике работают три НПЗ: Атырауский, Шымкентский и Павлодарский. Каждый из них перерабатывает порядка 5 млн т нефти в год. Все эти предприятия сейчас модернизируются, поскольку технологическая изношенность не позволяет им выходить на проектную мощность. Экспорт целого ряда нефтепродуктов временно приостановлен, поскольку их не хватает на внутреннем рынке. Импорт нефтепродуктов в 2013 году составил 2,490 млн т (рост на 20,1%) – на сумму 1,573 млрд долларов.

В сфере нефтепереработки экономика республики на 30% зависит от поставок из России. И дело не только в технологической отсталости предприятий (уровень переработки нефти здесь составляет около 45%, что вдвое ниже среднемирового показателя), но и в их недозагрузке. Нефтяным компаниям гораздо выгоднее экспортировать нефть, чем поставлять ее на местные НПЗ. Экспортная пошлина хотя и повысилась за последние три года вчетверо, но все равно относительно невелика: 80 долларов за тонну. А вот нефть, реализуемая внутри страны, облагается НДС в 12% – и это еще больше отталкивает нефтекомпании от ее поставки на внутренний рынок.

Объем российских поставок нефти в Казахстан по внутренним ценам в последние несколько лет составляет порядка 7 млн т. При этом «Роснефть» заинтересована в использовании казахстанского трубопровода Атасу – Алашанькоу для увеличения объема поставок российской нефти в Китай. С 1 января 2014 года действуют новые правила поставок. Все поставки «Роснефти» направляются на НПЗ в Павлодаре и Шымкенте, а Казахстан в рамках транзитного соглашения (по сути, своповой операции) экспортирует в Китай 7 млн т своей нефти. Объем беспошлинного импорта светлых нефтепродуктов из России составит 1,2–1,5 млн т. При этом, во избежание реэкспорта, Астана вводит запрет на их вывоз и обязуется в течение года повысить пошлины на них до уровня российских (90% от экспортной пошлины на нефть). Поставок темных нефтепродуктов из России в Казахстан не будет.

По подсчетам Минфина, возможные убытки от беспошлинных поставок нефти в Казахстан составят 70 млрд руб., нефтепродуктов – 18–21 млрд руб. Возмещение этих убытков возложено на «Роснефть», которая будет платить экспортную пошлину в российский бюджет за нефть, экспортируемую в Китай через казахский трубопровод.

Россия

Согласно данным Министерства природных ресурсов, запасы нефти в России на 1 января 2013 года составляли 17,8 млрд т. По оценке экспертов Минприроды и ФБУ «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых», этих объемов российской экономике хватит на 30 лет. Впрочем, если оценивать запасы с учетом экономической эффективности их разработки, результат будет намного скромнее – 10,9 млрд тонн. Оценки ряда экспертов еще более скептичны. «Активных запасов, то есть запасов, которые можно отбирать стандартным методом воздействия, хватит на 6–8 лет. Трудноизвлекаемых, которые сегодня стоят на балансе и требуют применения капиталоемких технологий, хватит на 15–20 лет. Если в российской нефтяной промышленности не произойдет кардинальных изменений, то уже к 2030 –2035 году Россия не сможет не только экспортировать нефть, но и обеспечивать свои внутренние потребности», – считает руководитель дирекции по научной работе Института геологии и разработки горючих ископаемых (ИГиРГИ) Евгений Грунис.

Хотя недра формально и принадлежат государству, но контроль за их рациональным использованием фактически сведен к нулю, нет ни госстандартов, ни правил разработки месторождений. «На государственном уровне решаются лишь вопросы налоговой нагрузки на отрасль, а не создания нормальных условий для ее развития», – поясняет эксперт. В профильных ведомствах – Минэнерго и Минприроды – сегодня вообще нет нефтепромысловых геологов и специалистов по разработке месторождений, зато можно встретить в избытке юристов, финансистов и других специалистов различных отраслей.

Геологоразведка выполняется за счет бюджета только на 5%, остальное – за счет недропользователей. В итоге, объем разведочного бурения с начала 1990-х сократился в шесть раз, коэффициент прироста запасов (т.е. разница между разведанными за год запасами и объемом добытой за этот год нефти) составляет всего 1,03, то есть является простым воспроизведением. Компании экономят не только на геологоразведке, но и на способах добычи нефти. Разработка недр ведется хищнически. Коэффициент извлечения нефти (КИН), как правило, не превышает 0,3 – 0,34. Это значит, что 66% нефти остается не добытыми, компании не желают дополнительно тратить деньги на более эффективные методы и технологии, предпочитая перейти на новое месторождение. При этом фактически 93% текущих запасов нефти уже распределено между компаниями и 7% представлено мелкими месторождениями, находящимися на грани рентабельности.

Налоговый маневр

Система налогов не способствует не только развитию нефтедобывающей отрасли, но и наполнению госбюджета. С 2014 года начато поэтапное снижение экспортных пошлин на нефть и пошлин на светлые нефтепродукты (т.е. бензин и дизтопливо) и поэтапное повышение налога на добавочную стоимость (НДПИ). Базовая ставка НДПИ в 2014 году равна 493 руб., в 2015 году – 530 руб., в 2016 году – 559 руб. за тонну нефти. Предельная ставка экспортной пошлины на нефть на 2014 год устанавливается в размере 59% (вместо прежних 60%), на 2015 год – 57% и на 2016 год – 55% от разницы между сложившейся за период мониторинга средней ценой данной нефти и уровнем в 182,5 доллара за тонну. В марте 2014 года, например, экспортная пошлина на нефть составила 384,4 доллара за тонну (т.е. 14 107 руб.), а средняя цена нефти – 789 долларов за тонну.

Предпринятый маневр, по оценке чиновников, принесет в госбюджет дополнительно 170 млрд руб. в ближайшие три года. На сегодня в России добывается нефти больше, чем экспортируется – 517 млн т против 240 млн т соответственно. Другими словами, среднегодовой объем добычи нефти в 2,15 раз превышает объем экспорта. Очевидно, однако, что разница между размером НДПИ и экспортной пошлины составляет несколько порядков, и повышение НДПИ никоим образом не компенсирует доходов, выпадающих из госбюджета при снижении экспортной пошлины и росте экспорта. Таким образом, обещанные дополнительные доходы в бюджет будут получены, главным образом, за счет роста экспорта нефти. Получается, что правительство оказывает налоговую поддержку крупнейшим нефтегазовым корпорациям (которые и без того захлебываются от притока нефтедолларов), упростив им процедуру вывоза нефти на экспорт, повысив рентабельность их продаж на внешнем рынке и обеспечив им дополнительные доходы. При этом перераспределение налоговой нагрузки с экспорта нефти на ее добычу вызовет значительное подорожание топлива. Так, бензин, по оценке экспертов, уже в 2014 году подорожает на 11-13%.

Между тем, для получения дополнительных доходов в госбюджет можно было бы ввести в нефтяной отрасли налог на прибыль – ведь рентабельность здесь одна из самых высоких. Для сравнения: средний уровень рентабельности в обрабатывающей промышленности составляет менее 11,5%, в станкостроении и машиностроении не поднимается выше 9-11%, а в АПК и вовсе колеблется в диапазоне 6,5-7%. В нефтегазовом комплексе рентабельность инвестиций и производства достигает 20-25%, в нефтехимии – порядка 30-35%. Однако взимать налог со сверхдоходов нефтяных компаний правительство пока не намерено.

Пошлины, акцизы и ЕАЭС

Базовый договор об ограничениях в торговле нефтепродуктами страны ТС планируют подписать в середине мая 2014 года. До этого всем участникам процесса предстоит договориться о том, какими темпами будет проводиться отмена ограничений: сразу и полностью или постепенно и частично.

Самым «фантастическим» и самым неприятным вариантом для России была бы отмена всех тарифных и нетарифных ограничений сразу и целиком, считает замминистра финансов России Сергей Шаталов. По его оценке, в этом случае потери российского бюджета могут составить порядка 30 млрд руб. в год. Чтобы их исключить, правительству, по словам чиновника, придется быстрее, чем планировалось, снижать экспортные пошлины и увеличивать НДПИ. При этом цена на нефть на внутреннем рынке резко возрастет и тогда, чтобы не росли цены на моторное топливо, правительство, возможно, резко снизит акцизы на бензин.

Самым спокойным и безболезненным стал бы другой экстремальный сценарий, при котором все ограничения сохранялись бы и дальше – тогда российский бюджет не понес бы дополнительных потерь, и налоговый маневр можно было бы осуществлять ранее запланированными темпами.

Пока, по словам Шаталова, найти компромиссный вариант сторонам не удалось. Переговоры продолжаются.

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
А
26.03.2014 0 0
Алексей:

Молодцы , давно надо было создать свой союз в противовес Евросоюзу ,жаль только, что СНГ себя изжило .Но время перезагрузки уже пришло, надо восстанавливать не только СНГ ,но и весь состав бывшего Соц. Блока,тем более особых усилий для этого не потребуется .



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more