19 АПР, 09:37 МСК
USD (ЦБ)    94.3242
EUR (ЦБ)    100.2787


От калийного конфликта России и Белоруссии выиграли только фермеры

18 Сентября 2013 9792 0 Политика
От калийного конфликта России и Белоруссии выиграли только фермеры

В течение двух месяцев Россия и Белоруссия выясняют отношения и пожимают плоды разрыва двух крупнейших производителей калийных удобрений, сбывавших свою продукцию через совместное предприятие. Почему ни одна из сторон от этого не выиграла? Возможно ли наладить сотрудничество?

От самой ожесточенной конкуренции компаний на рынке, в конечном счете, выигрывает потребитель. Можно строить гипотезы (этим занимался экономист Михаил Делягин), кому из представителей власти в современной России оказался более выгоден раздор в «Белорусской калийной компании» (БКК), который принято объяснять тем, что белорусское правительство и представители российского «эффективного менеджмента» в лице «Уралкалия» не нашли общего языка. Однако приобрели в итоге китайские, индийские, бразильские и американские фермеры, а гендиректор «Уралкалия» был задержан и отправлен в сизо КГБ Белоруссии.

Газета The New York Times порадовалась за снизившиеся цены для фермеров из Айдахо, сравнив картель БКК и канадского трейдера Canpotex, которые контролировали 70% мирового рынка калийных удобрений, с такими организациями как OPEC в нефтяном секторе или De Beers в добыче, обработке и сбыте бриллиантов. После разрыва с БКК в конце июля руководство «Уралкалия» заключило сделку на поставку 500 тыс. тонн своей продукции китайским закупщикам, приготовилось к снижению отпускной цены на треть – до 300 долларов за тонну и решило изменить отраслевому правилу «цена важнее объема», сделав упор на максимальное использование мощностей. Таким образом, предприятие поставило задачу увеличить свою долю на мировом рынке с 20% до четверти.

Об этих планах стало известно 10 сентября. И вот, казалось бы, наметился выход из кризиса, а в будущем премия за дерзкое решение. Но в ближайшее время стратегия предприятия может снова поменяться. Последние две недели деловые издания в ежедневном режиме называют новых претендентов на покупку пакета акций «Уралкалия», принадлежащих российскому миллиардеру Сулейману Керимову (21,75%). Первым информацию от «очень серьезного источника» опубликовал адвокат Александр Добровинский на своей странице в фейсбуке. В частности, он указал на банкира Владимира Когана, который якобы ведет переговоры о покупке пакета акций и, по информации агентства «Прайм», уже перевел первый транш, договорившись о конечной сумме сделки стоимостью 3,7 млрд долларов. «Трудно поверить, конечно, но уж слишком достоверный информационный ресурс, который никогда не подводил», – писал Добровинский.

Когана считают человеком, близким к Владимиру Путину еще по работе в Санкт-Петербурге, а за финансирование сделки предположительно назначили отвечать «Сбербанк». Позднее покупателями акций Керимова назывались Владимир Евтушенков (АФК «Система»), Михаил Гуцериев («Русснефть») и Аркадий Ротенберг («Минудобрения»). Интригой стало участие в борьбе за акции «Уралкалия» главы «Роснефти» Игоря Сечина. Второй по влиятельности человек в государстве на прошлой неделе посетил Минск, где провел переговоры с Александром Лукашенко и договорился об исключительном праве «Роснефти» поставлять сырье на перерабатывающие заводы Белоруссии. «Выгода от работы с вами очевидна», – заметил Лукашенко.

Но для «Роснефти» калийное предприятие явно не профильный актив. К тому же, в таком случае встает вопрос о средствах на покупку доли. После поглощения ТНК-ВР у «Роснефти» остаются кредитные обязательства, но ее крупнейший акционер «Роснефтегаз», по словам Сечина, может рассматривать все что угодно, если ему поступит предложение о приобретении пакета акций. Правда, таких предложений ни на рынке, ни адресно не было. Информация о них расползается на уровне анонимных источников и слухов. «Послушайте, да не занимаюсь я "Уралкалием"», – открестился наконец перед журналистами Сечин. Тем не менее, по данным газеты «Коммерсант», глава «Роснефти» вынашивает планы стать куратором делового сотрудничества между Россией и Белоруссией и «Уралкалий» может входить в его интересы.

Многие связывали необходимость продажи пакета акций, прежде всего, с тем, что Сулейман Керимов как акционер «Уралкалия» не устраивает белорусского президента. Он предлагал Лукашенко приватизировать «Беларуськалий», но в 2010 году столкнулся с нерыночными представлениями о стоимости компании. Белорусский лидер оценил стратегическое для республики предприятие в 30 млрд долларов, тогда как сам «Уралкалий» стоил на тот момент 10 млрд долларов.

В 2011 году, несмотря на неудачу в Белоруссии, «Уралкалий» не остановился в своей экспансии и поглотил единственного конкурента в России, компанию «Сильвинит». В результате объем экспорта «Уралкалия» увеличился с 4,4 млн тонн в 2010 году до 7 млн тонн в 2011-м. Это нарушило пропорции поставок через картель БКК. Президент Белоруссии провел проверку компании с помощью КГБ и вернул партнеров к прежним договоренностям. «Уралкалий» начал отгружать большую часть продукции через собственную компанию Uralkali Trading, зарегистрированную в Швейцарии.

Экспорт «Уралкалия» составляет 90% от производства предприятия, оставшуюся часть компания реализовывает на внутреннем рынке по льготным ценам, которые немногим выше себестоимости. Тем не менее, отечественные производители сложных удобрений на основе хлорида калия пользуются этим и 40% готового продукта так же экспортируют. Поэтому Россию часто сравнивают с Белоруссией, которая тоже хорошо зарабатывает на удобрениях, но избегает спекуляций на внутреннем рынке. В 2012 году белорусские фермеры получили 1,45 млн тонн калия, на экспорт же было отправлено 6,35 млн тонн.

В 2012 году «Беларуськалий» при ценах от 460 до 550 долларов за тонну удобрений потерял 500 млн долларов выручки. Прогнозы на 2013 год говорили о потере еще 145 млн долларов. Тогда Лукашенко согласился увеличить выпуск продукции и продавать дополнительно 2,6 млн тонн через отдельный экспортный канал, подобный тому, что был у «Уралкалия». Это не понравилось не только руководству российского предприятия. Канадский конкурент Canpotex в ожидании увеличения экспорта «Беларуськалия» снизил цену поставок на 15% и вынудил пойти на ту же меру БКК. Но договориться, как в 2011 году, партнерам не удалось и «Уралкалий», менеджмент которого в основном занимался продажами, вышел из совместного торгового предприятия. Белоруссия осталась фактически без экспорта стратегического сырья.

«С любой стороны, с какой ни подойди, это ценность для нашего государства («Беларуськалий» – прим. ред.), и мы должны не то что не потерять (мы его, конечно же, никогда в жизни не потеряем и никому не отдадим на растерзание), мы должны как можно быстрее войти в то русло деятельности предприятия, каким оно было в лучшие периоды», –  приводило ИА Regnum слова Александра Лукашенко, в своей манере комментировавшего разрыв.

Белорусский лидер отзывался о бывших партнерах как о «негодяях», признавал сложность положения и даже попытался объявить Сулеймана Керимова в международный розыск по линии Интерпола, удерживая в заложниках гендиректора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера по обвинению в превышении властных полномочий и нанесении ущерба белорусскому государству. Российский вице-премьер Аркадий Дворкович в качестве завуалированной ответной меры обещал ограничить поставки нефти на 400 тонн до конца года. Но Владимир Путин призвал разобраться в ситуации и не делать резких движений. По его поручению могли действовать как Коган, так и Сечин. Для российского президента, так же как и для Лукашенко, важен статус-кво, стабильность и Таможенный союз, которому угрожает разрыв деловых связей и торговая война.

Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков говорил о приоритете союзного государства России и Белоруссии над конфликтами отдельных предпринимателей. И казалось, восстановлению связи мешает только одно – владелец «Уралкалия», так не понравившийся своими методами белорусскому президенту. Но не прошло и года, как первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко внес ясность в этот вопрос: «Мы готовы в любом варианте собственности сотрудничать с "Уралкалием"», – сказал он журналистам. Далее с его слов можно было понять причину такой сговорчивости: для Белоруссии любое снижение цены на калий – убытки, а поднять цену можно не иначе, как вернувшись к картелю. Хотя ранее эксперты видели единственный вариант разрешения конфликта в продаже доли Керимова.

Новостью стало и заявление со стороны представителей «Уралкалия». «Мы люди прагматичные и действуем в интересах акционеров», – сказал в понедельник The Wall Street Journal зампредседателя совета директоров Роберт Джон Маргеттс. В частности, Маргеттс дал понять – новое объединение «Уралкалия» с «Белоруськалием» в рамках единой дистрибуции вполне возможно. По крайней мере, в российской компании этого не исключают. Получается, Сулейман Керимов не помеха для продолжения сотрудничества? Считать убытки хорошо умеют с обеих сторон. Поэтому неудивительно, что отпущенный из белорусского сизо Баумгертнер, по словам источников, может вернуться в кресло гендиректора и, как ни в чем не бывало, продолжить работу. Обособиться у «Уралкалия» не вышло.

Пока это выяснялось, в Бразилии, по информации агентства Reuters, спотовые цены на калийные удобрения упали с 450 до 370 долларов за тонну. В Китае импортеры добиваются 320 долларов у канадского трейдера. В Индонезии и Малайзии рассчитывают на 330-340 долларов, а «Уралкалий» готов поставлять тонну хлористого калия в Индию за 325 долларов. Рынок обвалился, отрицательно сказавшись как на состоянии миллиардера Сулеймана Керимова, так и на финансовой стабильности режима Александра Лукашенко. И если «Уралкалий» еще мог совершить отраслевую революцию и следовать новой стратегии, то белорусское предприятие, как и Белоруссия в целом, отдельно существовать не может. Это прекрасно понимают Владимир Путин и Александр Лукашенко, но в «Уралкалии» хотя бы попробовали. Остается поздравить аграриев развивающихся стран, которые передохнут от искусственно завышенных цен картелей перед их восстановлением и очередными монополистскими поползновениями.

Александр Мельников

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more