19 АПР, 20:23 МСК
USD (ЦБ)    94.3242
EUR (ЦБ)    100.2787


Куда ведут Украину и Россию?

27 Августа 2013 9683 2 События и факты
Куда ведут Украину и Россию?

Сложности на российско-украинской таможне, чуть было не спровоцировавшие коллапс торговых отношений, продолжались всего несколько дней. Однако вызвали большой резонанс в России, Украине и даже в Евросоюзе. Что стало причиной таможенной строгости? Какими будут ее последствия?

И вечный бой

Трения в торгово-экономических отношениях Украины и России стали давно привычными. Но до сих пор самым ярким эпизодом была, пожалуй, газовая война и демарш «Газпрома» в ответ на отказ Украины платить за уже поставленный газ. Однако поводов для взаимных претензий у «братских» стран, к сожалению, становится все больше.

Первые признаки нынешнего обострения наметились весной. В апреле 2013 года Украина ввела спецпошлины на иномарки, и всего за месяц продажи российского ВАЗа на украинском авторынке сократились на 62%. В ответ Россия направила в ВТО уведомление, в котором предупредила, что вынуждена компенсировать убытки в размере более 360 млн долларов и потому отменит Украине квоты на беспошлинный импорт труб, а также поднимет пошлины на ряд украинских товаров, в частности, шоколад, сахар, флоат-стекло и уголь.

В июле Россия, как и обещала, не продлила квоту на беспошлинные поставки труб. Теперь до ноября 2015 года продукция украинских производителей - трубно-колесной компании «Интерпайп», подконтрольной Виктору Пинчуку, и Индустриального союза Донбасса Сергея Таруты - облагается действительно заградительными пошлинами: на обсадные трубы - 18,9%, насосно-компрессорные - 19,9%, нефтепроводные - до 37,8%.

Кроме того, в июле главный санитарный врач России Геннадий Онищенко заявил, что в шоколаде «Рошен» обнаружен вредный для человека бензопирен. С августа поставки кондитерской продукции в Россию были приостановлены, возобновятся они только после того, как Роспотребнадзор проинспектирует все 4 украинские фабрики компании. При этом на первоначальном этапе будет контролироваться каждая партия продукции. За безопасность ее будут отвечать несколько лабораторий, специально аккредитованных на Украине. Компания «Рошен» занимает 25% украинского рынка и принадлежит Петру Порошенко - создателю и совладельцу группы «Укрпроминвест», экс-министру иностранных дел Украины. Название компании образовано из средних слогов фамилии владельца. Оборот фирмы в 2012 году достиг 1,2 млрд долларов. Производства «Рошен» расположены не только на Украине, но также в Литве, Венгрии и России (липецкая фабрика «Ликонф»). В общей сложности, в компании трудятся около 10 тыс. сотрудников. На Россию приходится почти половина экспорта «Рошен». Руководство винницкой фабрики уже предупредило о сокращении 400 работников в связи с уменьшением объема поставок на российский рынок. Массовые сокращения ожидаются и на других украинских предприятиях компании, хотя официально о них пока не говорится. По оценке Укркондпрома, ежемесячные потери Украины от запрета на поставку продукции «Рошен» составят порядка 18,5 млн долларов. Директор по развитию «Рошен» Евгений Вовчановский оценивает суммарные потери Украины до конца года от перебоев с экспортом шоколада в 123 млн долларов и предупреждает, что потери понесут и смежные предприятия, которые являются поставщиками компании.

Помимо этого, с 1 августа Федеральная таможенная служба России (ФТС) выборочно усилила контроль за украинскими товарами. В зону риска попали более 40 украинских производителей. Кульминация пришлась на неделю 14-20 августа, в течение которой усиленному контролю подвергались практически все грузы с Украины. По утверждению Федерации работодателей Украины (ФРУ; представляет интересы 8,5 тыс. предприятий, которые производят 70% ВВП Украины) российская таможня подвергала украинские грузы сплошной проверке, включая выгрузку, перегрузку и загрузку их назад в транспорт. При этом, поскольку ФТС воздерживалась от комментариев, невозможно было спрогнозировать дальнейшее развитие событий. ФРУ опасалась «полной остановки украинского экспорта на неопределенное время, вплоть до недель или даже месяцев» и предупреждала, что срыв части контрактов, подорожание и задержка сделок может привести к сокращению во втором полугодии объема украинских поставок в РФ на 2-2,5 млрд долларов - т.е. примерно на четверть от ранее запланированного. После телефонного разговора президентов и личной встречи вице-премьеров двух стран, руководители таможенных служб, наконец, смогли урегулировать проблему, и 21 августа обстановка на таможне постепенно нормализовалась.

Шантаж или наглядный урок?

На Украине многие считают, что таможенный демарш был предпринят Россией, чтобы запугать своего соседа и заставить его, наконец, сделать выбор в пользу Таможенного союза, отказавшись от безоглядного стремления в Европу. Российская сторона возражает против подобных формулировок, однако советник президента РФ Сергей Глазьев предупреждает, что если Украина и Евросоюз подпишут соглашение о создании зоны свободной торговли, то таможенный режим для  украинских грузов, который применялся в середине августа как «профилактический», может стать постоянным - чтобы исключить угрозу импорта через Украину неукраинских товаров.

Балансирование между Европой и Россией является отличительной чертой украинской политики с первых лет государственной независимости. В Европу Украину никто не зовет, но сама она стремится туда всеми силами, и c 2007 года ведет переговоры о создании ассоциации с ЕC. От приглашения в Таможенный союз Украина упорно отказывается. Все, на что она согласилась - это стать официальным наблюдателем в ТС с 31 мая 2013 года. Причинами такой неуступчивости служат, в том числе и условия, которые поставил перед Украиной Евросоюз. Позицию европейцев весьма четко выразил побывавший недавно на Украине министр иностранных дел Литвы - государства, которое с июля 2013 года председательствует в ЕС. «Мы понимаем, что вам необходимы контакты с Россией и другими традиционными рынками. От этого зависит ВВП и состояние экономики, и к этому у ЕС совершенно нет вопросов! Если кто-то думает, что при сближении с ЕС нужно обрубить все связи с другой стороной, то это просто глупо. Но мы говорим о правилах игры, о согласовании тарифных позиций. И мы постоянно говорим нашим украинским коллегам: пришло время делать выбор. Если вы решите перешагнуть определенную линию во взаимоотношениях с Таможенным союзом, то не сможете подписать СА с Евросоюзом. Именно поэтому мы так внимательно следим за процессом», - заявил глава литовского МИДа Линас Линкявичюс в интервью «Коммерсанту».

Соглашение об ассоциации и создании зоны свободной торговли с ЕС планируется подписать на вильнюсском саммите «Восточного партнерства» в ноябре 2013 года. И «таможенная война», как окрестили на Украине последние действия российского правительства, к сожалению, еще больше укрепила украинцев в их выборе в пользу Европы. Более того, такая эскалация напряженности и Европе дала лишний повод продемонстрировать свою готовность защитить Украину от российского беспредела. Представитель Европейской комиссии Джон Клэнси не преминул заявить, что ЕС считает «неприемлемыми экономические угрозы России в адрес Украины, связанные с возможным подписанием соглашения об ассоциации». А МИД Украины еще раз подчеркнул, что евроинтеграция и подписание соглашения об ассоциации с ЕС являются приоритетной задачей. «Наши с ЕС отношения не могут влиять на наши отношения с Россией и наоборот»,- заявил представитель министерства Евгений Перебийнис.

Кто ж теперь поверит?

Такое развитие событий тем более огорчает, что на деле, и России, и Украине гораздо выгоднее союз друг с другом, чем с Европой, которую обе страны интересуют лишь в качестве рынков сбыта. Знаменитая фраза Збигнева Бжезинского о том, что «Россия с Украиной в любом случае останется великой мировой державой, а без нее она обречена быть третьестепенной окраиной», вновь и вновь подтверждается на практике - к сожалению, лишь в своей негативной части и при активном содействии обеих государств.

У нас до сих пор есть хороший задел в совместных разработках авиадвигателей - вполне перспективных и конкурентоспособных. Но вместо того, чтобы развивать сотрудничество в этой сфере, российская ОДК (Объединенная двигателестроительная корпорация) выдавливает украинских коллег с отечественного рынка, предпочитая сотрудничать, например, с французами и цинично уверяя, что подобное партнерство обогатит Россию новейшими технологиями.

Вместо сохранения традиционных экономических связей и расширения взаимовыгодного сотрудничества происходят обратные процессы, сиюминутная выгода от которых перекрывается последующими убытками. Это касается, например, политики «Газпрома», которая губит украинскую экономику и принуждает Украину идти на все ради экономической независимости. При этом с точки зрения долгосрочного планирования бизнеса, и для самого «Газпрома», и для России вместо повышения независимости и строительства «Южного потока» гораздо полезнее было бы создать свой макрорегион с Украиной и, возможно, рядом других европейских стран. Тогда к 2015 году, когда эксперты предсказывают «Газпрому» трудные времена из-за значительного роста поставок сжиженного газа, Россия (и «Газпром») имели бы гарантированные рынки сбыта и гарантированный заработок.

Стоит отметить, что шантаж и постоянная смена «правил игры» свойственны не только российской, но и украинской политике. Ярким примером тому служат вечно актуальные проблемы Черноморского флота РФ в Севастополе. В 2010 году, тогдашние президенты Дмитрий Медведев и Виктор Янукович заключили сделку «газ в обмен на флот». Киев получил скидку на газ в обмен на продление договора аренды базы в Севастополе до 2047 года. Но не прошло и двух лет, как Украина заявила о намерении обложить таможенными пошлинами часть ввозимых для нужд флота РФ товаров, а также обложить налогами ряд объектов базы, использующихся не по прямому назначению, либо потребовать возвращения этих объектов Севастополю.

«Вступление в ТС обеспечит Украине улучшение торгового баланса до 10 млрд долларов в год, мы снизим для вас цены на газ до уровня наших внутренних , будем поставлять нефть без пошлин. Общий эффект - Украина до 2030 года получит +7% валового продукта (в сумме это 220 млрд долларов дополнительного объема производства). Будут полностью реализованы все намеченные проекты. У нас очень много совместных проектов - судостроение, авиастроение, ракетостроение, атомная промышленность. Будем реализовывать наши достаточно масштабные планы, которые охватывают инвестиционные проекты на десятки миллиардов долларов. Кстати, Российская Федерация является главным инвестором на Украине, а российский бизнес дает 40% прямых инвестиций в страну. Все это будет развиваться», - обещает Украине советник президента РФ Сергей Глазьев. И нарисованная им картина не только вполне реалистична, но и весьма желательна для обеих стран. Однако в свете сложившихся отношений есть ли вероятность, что украинцы этим обещаниям поверят?

Что ей Европа? Что она Европе?

Столь же справедливы и слова Сергея Глазьева о том, что Украина вступает в Евросоюз на правах колонии и обязуется выполнять директивы Евросоюза, причем не только уже заявленные, но и будущие, которые еще неизвестны. Даже уже озвученные Евросоюзом условия позволяют европейцам захватить украинский рынок и почти полностью перекрывают не только экспорт украинской продукции в Европу, но и возможности для развития украинской экономики.

Украина обязана устранить тарифные барьеры, и отечественные производители вряд ли выживут в жестокой конкуренции с европейскими - тем более что доступ украинских товаров на европейский рынок будет жестко ограничен под предлогом их несоответствия европейским стандартам и сертификатам. Все это приведет отнюдь не к модернизации украинской промышленности, а к ее окончательной ориентации на экспорт сырья и полуфабрикатов.

Одним из условий является также обнуление (до 95%) экспортных пошлин на украинские товары и жесткого квотирования остальных видов товаров, являющихся ключевыми позициями украинского экспорта. Из режима свободной торговли будут изъяты почти 400 товарных позиций, в основном сельскохозяйственных и продовольственных товаров, либерализация экспорта которых на рынки ЕС была бы для Украины наиболее выгодной. Для остальной же продукции вводится явно дискриминационная система очень низких тарифных квот - чаще всего, менее 6% от объема рынка ЕС. Т.е., продавать в Европу зерно, мясо, подсолнечное масло в таких же объемах, как в Россию, Украина не сможет. Более того, она и производить их не сможет, поскольку после отмены вывозной пошлины на семена подсолнечника украинские масложиркомбинаты могут попросту лишиться сырья. Сегодня около 80% произведенного на Украине подсолнечного масла идет на экспорт - что ежегодно приносит предприятиям около 2 млрд долларов валютной выручки.

Экономическая ситуация на Украине сегодня и так весьма тяжелая. В промышленности более-менее функционируют только три отрасли: черная металлургия, химическая промышленность, которая зависит от российского газа, и машиностроение, которое является большой и важной отраслью - причем не только для Украины, но и для России - но без интеграции с Россией перспектив не имеет. Создание зоны свободной торговли с Евросоюзом фактически будет означать конец украинской экономики. Но об этом украинские политики, толкающие народ к светлому европейскому будущему, предпочитают умалчивать. Более того, они даже заверяют европейцев в том, что союз с Украиной «будет иметь существенное положительное влияние на общеевропейскую экономическую ситуацию и поможет процессу выхода Европы из кризиса». Конечно, поможет: Европа не только получит еще один рынок сбыта, но и обескровит своих потенциальных конкурентов.

Далее читайте:

Минное поле российско-украинских отношений: новый этап?

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
А
24.10.2013 0 0
александр:

ВРЕМЯ НАС РАССУДИТ . ХОТЯ ВОЗМОЖНО У КАЖДОЙ СТОРОНЫ БУДЕТ СВАЯ ПРАВДА

М
03.09.2013 0 0
Максим:

Живу в Запорожье. Знаете что? Устал от этого бреда. Пусть уже Европа разорит этот глупый край и может хоть тогда появится шанс у нашего края вернуться в Россию. Это такая мечта неосуществимая. Живя тут мы понимаем, что политики просто продались Европе и разоряют этот край. Сил остановить это нет. Но я так устал слушать блеяние местных жителей, что в Европе будет рай, что уже пусть этот края разорят и это глупое блеяние прекратится. Хотя вопрос - если кто-то НАСТОЛЬКО глуп, то нужно ли вообще слушать его глупый голос?



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more