28 МАР, 13:30 МСК
USD (ЦБ)    92.5919
EUR (ЦБ)    100.2704


Коррупция как проблема государственного устройства

25 Мая 2011 9723 2 События и факты
Коррупция как проблема государственного устройства

23 мая 2011 года состоялось заседание «Меркурий-клуба» на тему «Государственные служащие и бизнес в России». К чему ведет сращивание государственных структур с коммерческими? Каковы основные факторы роста коррупции? И какой сегодня риск быть наказанным за коррупционную деятельность? Что по этому поводу думают участники элитного делового клуба?

Евгений Примаков, Академик, член Президиума РАН

Сращивание государственных служащих с бизнесом происходит на всех уровнях и в различных формах. В экономике такое сращивание наносит удар по конкуренции, которая помимо всего прочего призвана при рыночном развитии стать двигателем технико-технологического прогресса. Для борьбы с коррупцией принимаются меры, однако они не всегда адекватны, чувствуется также отсутствие их комплексного характера.

Противодействие сращиванию госслужащих с коммерческой деятельностью должно осуществляться в двух направлениях. Первое, в максимальной степени освободить и бизнес, и население от участия госслужащих в решении их проблем. Второе направление - ужесточить контроль с целью максимально усложнить для государственных служащих всех рангов обогащение за счет коммерческой деятельности.


_1313

Вопрос о государственном участии в экономике стоит остро на всем протяжении существования современной России. Можно констатировать что, в принципе, удалось потеснить те силы, которые считали, что государство должно заниматься макроэкономическим регулированием. Но принадлежность к лагерю государственников в нынешних условиях отнюдь не определяется таким критерием как требование всеобъемлющего участия государства в экономической области. С 91-го года в России происходит перманентная административная реформа. Между тем при проведении административной реформы не сфокусировано внимание на ее идеологии. Она заключается в том, чтобы избавить государство от излишних функций в ходе административной реформы. В условиях рыночной экономики некоторые из этих функций вообще не нужны. Другие функции могут быть переданы с государственного на общественный уровень. На одном из этапов подготовки административной реформы в 2004 году мы этим и занимались.  Провели инвентаризацию 4 из 5 тысяч государственных функций, и пришли к выводу, что примерно 1700 из них либо избыточны, либо дублируются. Меры против сращивания не нанесут ущерба экономики и не обернутся потерями для граждан. Конечно, внедрение тендера на госзакупке абсолютно правильное направление.

Кирилл Кабанов, Председатель Национального антикоррупционного комитета

Есть проблема в постановке диагноза. Мы не расцениваем коррупцию как самый высокодоходный, высокоорганизованный бизнес в России. Мы не расцениваем ее как часть идеологии, а на сегодня это часть идеологии молодежи, которая пытается попасть на государственную службу. Это часть идеологии бизнеса, который пытается выжить.

Общество боится, потому что наша бюрократия имеет специфику силовой бюрократии. По нашим оценкам избыточных функций на сегодняшний момент 1760 - они растут, потому что это бизнес. Это возможность устроить своих близких, нанять их на хлебные места. Мы совершенно не оцениваем бюджет, а ведь в бюджете закладывается порядка 40% откатов как минимум.

Мы ввели понятие «конфликт интересов». Оно введено как определение коррупции. Но механизм конфликта интересов, как по нему вести разбирательство - он не работает. А это крайне важный механизм на сегодняшний момент.


_1320

Мы говорили, что нам нужно систематизировать коррупционные практики, потому что как бизнес они системны. Они имеют, в том числе и вкрапленные функции государства. Все эти предложения не реализованы, почему? Потому что коррупционная система имеет больше лоббистских возможностей, чем бизнес и общество, тем более общество, которое достаточно инфантильно относится к этой проблеме, не понимая всей угрозы, исходящей от нее.

Владимир Жириновский, политический деятель, заместитель Председателя Государственной думы


_1315

Если конкретно: город Москва, тендер выигрывает фирма, которая дала минимальный срок и минимальные деньги, отлично? А что потом? А потом дополнительное соглашение. И сразу все идет вверх, и сроки уходят далеко. По закону при проверке все отлично - тендер выиграла фирма, которая дала наилучшие условия. Как это остановить? Никаких дополнительных соглашений, все прозрачно, чтобы мы все видели, что эта фирма действительно выиграла. Или объявите подряд на строительство: приедут в Москву ростовские рабочие. Это дешевле и приедут только русские рабочие, не надо никаких иностранцев. Нет, обязательно выдвинут две-три нужные строительные фирмы. Отсюда высокие цены. То есть мы все страдаем от коррупции, которая нам мешает. Поэтому прозрачность и контрольные функции оппозиции - Счетная палата, Министерство финансов, прокурор - все это должно быть в руках оппозиции. Я это не выдумываю, так за рубежом. Только оппозиция будет честно следить, потому что сами правящие структуры не будут пилить сук, на котором сидят и плевать в колодец, из которого пьют. Откуда пошла коррупция? Сколько я не слышал выступлений за двадцать лет, никто не хочет сказать - откуда.

Началось все со Средней Азии, там это в порядке вещей - люди встретились, обязателен подарок. Бакшиш это не взятка, это подарок. Ты пришел и это уважение к тому, к кому ты пришел. Это веками складывалось. Русский человек там живет, приезжает в Москву и тоже самое делает здесь. Он же не понимает, что так можно поступать только в Ташкенте, Самарканде, Бухаре.

*/ ?>

Самая страшная сегодня коррупция - губернатор подкармливает моего руководителя. Я звоню и с ним ругаюсь. Он у меня получает зарплату, чтобы работать, а у губернатора, чтобы не работать. В результате он ничего не делает. Я не знаю, что он не работает, а губернатор и платит, чтобы он не работал. Но это ладно губернатор. При Ельцине в администрации президента тоже самое делали. Платили приличные деньги руководителю орг. отдела моему, чтобы он тормозил развитие партии. Я это узнаю лет через десять. Вот вам честность, демократы пришли, коммунисты взяточники...

Георгий Сатаров, Президент Фонда прикладных политических исследований «Информатика для демократии»

Проблема очень сложна и по происхождению, и по существу, и по решениям. Говорят, когда Бог хочет покарать, он лишает разума. Неверно, когда он хочет покарать, он говорит - есть простое решение. В чем же проблема? Коррупция не есть проблема сама по себе, говорят мудрые ученые. Это некий феномен. Коррупция всегда свидетельство некой неэффективности институтов, неэффективности экономики, неэффективности социальных отношений и так далее. Но когда эта коррупция становится большой, то она сама порождает новые проблемы, новые неэффективности, а эти новые проблемы и новые неэффективности порождают новую коррупцию и так далее. Это называется генератор с положительной обратной связью. Если нету постоянного, серьезного противодействия коррупции, то одновременно растет и неэффективность и коррупция. И думать, что это может рассосаться, как ложная беременность, ошибка.

Если посчитать все на коррупционный круг, то 70% стоимости сегодняшнего жилья это чистая коррупция. А ведь мы покупаем не только жилье, мы ежедневно покупаем продукты, время от времени покупаем одежду, мы покупаем машины и так далее. И любая бабушка, которая приходит в магазин и покупает хлеб, она одновременно оплачивает те взятки, которые платили до нее производители, перевозчики, те, кто торговал и так далее. Есть такое экономическое понятие инфляция издержек. Они макроэкономическими методами не уничтожаемы. У нас коррупционная инфляция, потому что у нас основные издержки растущие.

Риск наказания за коррупцию, т.е. если взять, то легко посчитать, причем консервативно, по минимуму, общее число за год коррупционных сделок и посчитать сколько приговоров. Так вот, шанс быть наказанным составляет 0,00075%. Это практически нулевой риск.

Коррупцию ограничить можно. Восточные страны это показывают: Малайзия, я уже не говорю по Сингапур, Малая Азия, Филиппины - они продвинулись очень серьезно. Когда мы думаем что делать, мы, как правило, сводим все к совершенствованию законов. Бесполезно. Потому что есть разрыв между законами и их исполнением. Потому что наша жизнь регулируется неформальными практиками, неформальными отношениями и так далее.

_1312_1271
Редакция

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
А
26.05.2011 0 0
А.И.Оксанов:

Российская коррупция - это порождение российской ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ФОРМАЦИИ, российского капитализма. Если сравнить Россию с теми странами, где коррупция минимальна относительно ВВП, то станет понятна разница: в России доходы от труда не выше 40% ВВП, в современном мире - 60-70%. Люди труда, если труд оплачивается строго ЭКОНОМИЧЕСКИ, никогда не станут платить взятки: им заработанное слишком ценно. В России коррупцию рождает громадная прибавочная стоимость, которой вообще нет в развитом мире. Если труд,оплачиваемый МРОТ, экономически ст0ит в 5-10 раз дороже, то разница в оплате - это право на КОРРУПЦИЮ. В США, как ни странно, просто нет денег (если сравнивать их объёмы с ВВП), которые можно тратить на коррупцию. Прибыль корпораций после налога не превышает 5% ВВП, доходы собственников - это средний банковский процент. "Где деньги, Зин?" В России, как утверждает Росстат, доходы и прибыль экономики выше 30% ВВП. Вот что кормит коррупцию! В России гораздо выгоднее КУПИТЬ конкурентные преимущества, чем победить в конкуренции. Выгоднее не приобретать новое, а заплатить взятки за то, что чиновники вмешаются в рыночные процессы в пользу взяточника. Меня удивляет то, что в России никто не говорит об ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРИЧИНАХ КОРРУПЦИИ. Не могу поверить в то, что "не догадываются". НЕВЫГОДНО: если говорить об экономических причинах коррупции, то придётся говорить и об экономической, и о политической системах. Кому нужны ТАКИЕ проблемы? Вот и талдычат... Оксанов, Бостон, США.

О
25.05.2011 0 0
Олег Высочанский:

Да уж, выродились у нас интеллигенты. Никто не скажет прямо, откуда растут ноги у коррупции. Поэтому она и процветает и это еще не предел! Нет мужества, лучше молчите в тряпочку. А тут герои – говорить научились. Да спросите простых людей и большинство правильно ответит, да еще половина скажет что и как с ней надо поступить. Проблемы никакой нет, есть безволие и безвластие. «Рыба гниет с головы». Первые лица государства порождают коррупцию и являются её гарантом. Было бы желание, одного года за глаза хватит, чтобы её привести в норму. Недаром у людей на устах Сталин. До тех пор пока лидеры партий и все кто относит себя к интеллигентам не будут прямо называть все своими именами, коррупция будет процветать, а народ чахнуть.



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more