28 МАР, 22:51 МСК
USD (ЦБ)    92.5919
EUR (ЦБ)    100.2704


Состояние и перспективы экспорта российского образования – I

19 Октября 2010 9708 0 Исследования
Состояние и перспективы экспорта российского образования – I

Россия активно пытается встроиться в международное разделение труда. Проявлением этих попыток служит обучение иностранных студентов в российских вузах. Но какова ситуация на этом специфическом рынке? Каковы позиции российской системы образования на мировой арене?

1. Образование и конкурентоспособность. Величие и значимость государства в ХХI веке определяется не столько размерами его территории и наличием сырьевых запасов, сколько уровнем развития и мировой конкурентоспособностью его экономики, важнейшим показателем которой является производство высокотехнологичной, наукоёмкой продукции, включая производство знаний и экспорт образовательных услуг. К сожалению, экономика России с её углубившимся за последние полтора десятка лет сырьевым уклоном весьма далека от того, чтобы именоваться “экономикой знаний”. Доля нашей страны в мировом производстве наукоёмкой продукции составляет сегодня не более 0,3%. Растущее технологическое отставание связано с превращением Российской Федерации в сырьевой придаток промышленно более развитых государств (в мировом разделении труда Россия прочно заняла нишу поставщика углеводородного сырья, запасы которого у нас ещё значительны, но не возобновляемы), о чем убедительно свидетельствует структура российского экспорта за 2008 год: почти 70% приходилось на топливно-энергетические товары (в 1995 году – 42,5%), 13,3% - на руду и железные концентраты, ферросплавы, черные и цветные металлы, чугун, полуфабрикаты и прокат из углеводородистой стали, драгоценные камни, 6,5% - на удобрения, каучук и некоторую другую продукцию химической промышленности, 2,5% - на лесоматериалы, клееную фанеру, древесную целлюлозу, газетную бумагу.

Доля экспорта российских машин и оборудования по сравнению с 1995 годом уменьшилась более чем в два раза и составляет всего 4,9% (в том числе в страны СНГ – 11,5%, а в страны вне СНГ – всего 2,9%, при этом более половины вывозимой из России машиностроительной продукции приходится на вооружения). В то же время в импорте Российской Федерации первое место занимают созданные на Западе и в странах Азии современные машины, оборудование и транспортные средства (52,7% в 2008 году, 33,6% - в 1995 году), второе – продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (13,2%), третье – продукция химической промышленности (13,1%) [1]. Таким образом, структура российского экспорта и импорта, сложившаяся к концу первого десятилетия ХХI века, характерна скорее для экономики колониального типа, ориентированной на вывоз природного сырья и его переработку за границей в обмен на получение готовых промышленных товаров и продовольствия, а не для экономики инновационного общества.

Согласно индексу общей конкурентоспособности, рассчитываемой швейцарской организацией «Всемирный экономический форум» на базе почти 200 различных показателей, Россия, ещё в 2006 году занимавшая 60-е место, опустилась в 2009 году на 63-е место и “застыла” на нём, пропустив вперёд себя такие страны, как Шри-Ланка (62-е место), Турция (61), Словакия (60), Вьетнам (59), Бразилия (58). В лидирующей же группе по мировой конкурентоспособности национальных экономик прочно обосновались такие страны, как Швейцария, Швеция, Сингапур, США, Германия, Япония, Гонконг, Канада, Тайвань, Франция, Австралия. Значительный рывок сделал континентальный Китай, заняв в 2010 году 27-е место [2]. Многие из этих стран одновременно лидируют и на мировом рынке образовательных услуг, а их университеты отличает наивысшая в мире интенсивность сотрудничества в сфере НИОКР с частными компаниями.

Тревожным симптомом для российской высшей школы являются последние международные рейтинги лучших университетов мира. Так, в наиболее известный рейтинг 200 лучших университетов мира 2010 года по версии The Times не вошёл ни один российский вуз (в рейтинге 2009 года МГУ им. М.В.Ломоносова занимал 155 место, а Санкт-Петербургский государственный университет – 168 место). В то же время в рейтинг 2010 года вошли 73 высших учебных заведений США (заняв 15 мест в первой двадцатке), 29 – Великобритании, 14 – Германии, 10 – Голландии, по 9 – Австралии и Канады, по 6 – КНР, Швейцарии и Швеции, по 4 – Франции, Японии, Гонконга и Тайваня.

Выступая на совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России (31 августа 2010 г.), президент Российской Федерации Д.А.Медведев отметил: "Мы должны признать очевидную вещь: несмотря на то, что мы тратим большие деньги на наше образование, несмотря на то, что мы привыкли гордиться хорошими основами, которые были заложены много лет назад в систему государственного образования в нашей стране, наша система образования слабо конкурентоспособна. И в этом убеждаешься, не только посещая ведущие иностранные университеты и учреждения среднего профессионального образования, но и просто исходя из того, как котируется значительная часть наших университетов, не говоря уже о средних профессиональных учебных заведениях в мире"[3].

Как указывается в утверждённой Правительством страны “Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года”, необходимо создавать условия для привлечения в Россию иностранных студентов. Это должно быть одной из приоритетных задач в деятельности Министерства образования и науки и самих российских высших учебных заведений с тем, чтобы к 2020 году доля иностранных граждан достигла 5% в общем контингенте учащихся вузов, а доходы от их обучения составляли не менее 10% от объема финансирования системы образования. По мнению разработчиков концепции, достижение указанных плановых показателей (целевых ориентиров) будет доказательством повышения международной конкурентоспособности российского образования и станет критерием его высокого качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг (этот показатель утверждён в качестве одного из основных целевых ориентиров развития (модернизации) системы образования на ближайшие 10 лет [4]).

Насколько реальны эти целевые ориентиры развития отечественной системы образования на ближайшее десятилетие, в том числе в абсолютных цифрах, и позволит ли нам их достижение занять лидирующее место на мировом рынке образования?

Попробуем разобраться в этих вопросах с помощью данных статистики, а также ряда имеющихся исследований [5-6].

2. Иностранные студенты в России: масштабы и структура. Согласно ежегодным статистическим мониторингам, осуществлявшимся на протяжении последних 10 лет Центром социологических исследований Минобрнауки России, в 2008/2009 академическом году в российских вузах обучалось по очной форме 108,6 тысячи иностранных граждан из 173 зарубежных стран, в том числе 37,2% - из бывших советских республик, 38,1% - из стран Азии, 3,0% - из восточноевропейских и балканских стран, 5,2% - из стран Западной и Северной Европы, 6,7% - из стран Ближнего Востока и Северной Африки, 6,5% - из стран Чёрной Африки, 1,6% - из стран Латинской Америки, 1,8% - из стран Северной Америки и Океании.

Больше всего иностранных граждан обучалось по очной форме из Китая (17,3 тыс. чел.) и Казахстана (13,7 тыс. чел.). Для сравнения: накануне распада СССР ( в 1990/1991 академическом году) в вузах РСФСР по очной форме обучались 89,3 тысячи иностранных студентов, стажёров, аспирантов, 75% которых были выходцами из стран Азии, Африки и Латинской Америки (преимущественно союзников СССР) и более 20% - представители государств Восточной Европы. Выходцев же из стран Западной Европы и Северной Америки, а также Японии и Австралии было всего несколько процентов.

В сопоставлении с советским периодом темпы прироста общего числа иностранных граждан очной формы обучения в российских вузах, особенно в последние годы, явно замедлились (рис.1), несмотря на то, что количество отечественных высших учебных заведений, взявшихся осуществлять подготовку кадров для зарубежных стран, увеличилось более чем в 3 раза (с 250 вузов в 1990/1991 году до 757 – в 2008/2009 году). Лидерами по очной форме обучения иностранцев являлись в 2008/2009 году МГУ им. М.В.Ломоносова (5,8 тыс. чел.), РУДН (5,3 тыс. чел.), Санкт-Петербургский государственный университет (3,8 тыс. чел.) и Государственный инсититут русского языка им. А.С.Пушкина (3,7 тыс. чел.). Для сравнения: в 1989/1990 году наибольшее число иностранных студентов обучалось в РУДН (4,5 тыс. чел., в МГУ им. М.В.Ломоносова (3,2 тыс. чел.), в МЭИ (1,1 тыс. чел.) и в МГИМО (1,0 тыс. чел.).



Рис.1. Динамика численности иностранных граждан, обучавшихся по очной форме в российских вузах (РСФСР и РФ) в 1950/1951–2008/2009 академических годах, тыс. чел.


Почти половина иностранных граждан (47,3%) обучалась в 2008/2009 академическом году по программам дипломированных специалистов, 14,7% обучались по программам бакалавриата, 5,2% - магистратуры, 3,5% - аспирантуры, 0,1% - докторантуры, 1,6% являлись ординаторами или интернами, 15,0% - стажёрами, а 12,0% учились на подготовительных отделениях или курсах русского языка (как правило, краткосрочных) при вузах. Таким образом, по программам, ведущим к получению академических дипломов или степеней, занимались 76,9 тысяч иностранных граждан.

Основными специальностями, которые изучали в российских вузах 2008/2009 году иностранные граждане, являлись медицина (19,8%), экономика, финансы и менеджмент (16,6%), русский язык (15,7%, из которых 8,0% учили русский как специальность, а 7,7% - на языковых курсах). Для сравнения: в 1989/1990 году основной группой специальностей, по которой иностранные граждане обучались в вузах РСФСР, были инженерно-технические (в целом 53,0%).

После распада СССР в российской высшей школе опережающими темпами стала расти заочная форма обучения иностранцев (рис.2).



Рис.2. Динамика численности иностранных граждан, обучавшихся по заочной форме (включая вечернее и дистанционное обучение и экстернат) в российских вузах в 1990/1991–2008/2009 академических годах, тыс. чел.


Почти все иностранные граждане, получающие российское высшее образование заочно, являются выходцами из бывших советских республик (98%). Больше всего студентов-заочников (включая вечернюю форму обучения, дистанционную и экстернат) в 2008/2009 академическом году было из Белоруссии (22,8 тыс. чел.), Казахстана (12,3 тыс. чел.), Узбекистана (5,8 тыс. чел.) и Украины (5,7 тыс. чел.). Причем число студентов-заочников из Беларуссии в российской высшей школе за последний год увеличилось почти вдвое.

Наличие иностранцев-заочников отмечено сегодня более чем в 450 российских вузах, 1/3 из которых являются негосударственными (для сравнения: доля иностранцев очной формы обучения, приходящаяся на негосударственные вузы, составляет всего 3,7%). Лидерами заочной подготовки иностранных граждан являлись в 2008/2009 академическом году Современная гуманитарная академия (13,3 тыс. чел.), Брянская государственная сельскохозяйственная академия (3,3 тыс. чел.), МЭСИ (2,6 тыс. чел.), Московский гуманитарно-экономический институт (2,3 тыс. чел.) и Московский новый юридический институт (2,2 тыс. чел.).

Основные изучаемые иностранцами заочно специальности – экономика, финансы, менеджмент и гуманитарно-социальные дисциплины, включая право.

За пределами Российской Федерации – в зарубежных филиалах, представительствах, учебных центрах, консультационных пунктах российских вузов, в совместных университетах и институтах и ассоциированных учебных заведениях 45 стран – в 2008/2009 году обучались по российским образовательным программам и на русском языке оценочно ещё 85 тысяч иностранных граждан, в том числе 75 тысяч (из которых 1/3 – очно и 2/3 – заочно) занимались по программам, ведущим к получению российских дипломов о высшем образовании. Более 90% данных потребителей российских образовательных услуг являлись гражданами стран СНГ (прежде всего Казахстана, Киргизии, Украины и Белоруссии). Самые крупные контингенты студентов в 2008/2009 году имелись в зарубежных подразделениях Современной гуманитарной академии (оценочно свыше 15 тыс. чел.) и в Российско-Киргизском (славянском) университете (10 тыс. чел.).

Единственным учреждением СПО за пределами Российской Федерации, в котором осуществляется обучение по российской программе и под руководством российских преподавателей, является школа балета Большого театра в г.Жоанвилле (Бразилия), в которой в настоящее время занимаются 220 бразильских юношей и девушек (содержание данного образовательного учреждения и учебный процесс, в том числе труд российских педагогов, оплачивает бразильская сторона).

Основными областями знаний, по которым иностранцы получают высшее российское образование за рубежом: гуманитарные и социальные науки, экономика, финансы и менеджмент (в совокупности более 85%). Инженерно-технические, физико-математические и естественно-научные специализации имеются лишь в совместных славянских Российско-Армянском, Российско-Белорусском, Российско-Таджикском и Российско-Киргизском университетах (в последнем обучение ведется сегодня в общей сложности по 48 специальностям), а также в зарубежных филиалах, учебных центрах и иных структурных подразделениях ряда крупных российских государственных вузов (МГУ им. М.В.Ломоносова, МГТУ им. Н.Э.Баумана, МАИ, МЭИ, МЭСИ, МТУСИ, МФТИ, Балтийского технического университета им. Д.Ф.Устинова, РГУ нефти и газа им. М.Г.Губкина). Кроме того, в странах дальнего зарубежья иностранные граждане изучают по российским программам русский язык, русскую культуру и искусство.

Сравнительно небольшое число иностранных студентов (7,8 тыс. чел. в 2008/2009 году, из которых 5,9 тыс. – очно) обучается также в российских учреждениях СПО – колледжах и техникумах. 96% этих иностранных студентов – из бывших советских республик (в основном Казахстана, Белоруссии и Украины). Они изучают в основном экономику, финансы и управление, среди технических специализаций приоритетом пользуются транспортные средства, строительство и архитектура, а также информатика и вычислительная техника. Характерно, что у немногочисленных представителей промышленно развитых стран (Европейского Союза, Японии, Южной Кореи, США) наиболее востребованными являются российские СПО искусства и культуры. Так, самым крупным по числу иностранных студентов российским учреждением СПО является колледж Московской государственной академии хореографии, где обучаются (начиная с 13-25 лет) подростки и молодежь из 23 стран (98 студентов и стажеров в 2008/2009 году, в том числе 35 – из Японии и 19 – из Южной Кореи).

Прирост иностранных студентов очной формы обучения в российских учреждениях СПО в последние полтора десятка лет был незначителен (рис.3).



Рис.3. Динамика общей численности иностранных граждан, обучавшихся в учреждениях среднего профессионального образования Российской Федерации по очной форме в 1995/1996 -2008/2009 академических годах, чел.


Суммарная доля иностранных граждан в составе всех учащихся учреждений СПО и вузов различных форм и программ обучения является сегодня в целом весьма скромной (1,7%), а в учреждениях СПО – почти незаметной (табл.1).

Таблица 1. Российские и иностранные граждане в системе высшего и среднего профессионального образования РФ в 2008/2009 академическом году по основным программам/уровням обучения.
Основные программы/ Уровни обучения и их соответствие программам Международной стандартной классификации образования (сокр. МСКО)Российские гражданеИностранные гражданеДоля иностранных граждан в составе всех обучавшихся по соответствующим программам
Всего обуча-лись, тысяч человекОбуча-лись очно, тысяч человекОбуча-лись заочно, тысяч человекВсего обуча-лись, тысяч человекОбуча-лись очно, тысяч человекОбуча-лись заочно, тысяч человекВсегообуча-лись, %Обу-ча-лись очно, %Обу-ча-лись заочно %
Студенты колледжей и других учреждений среднего профессионального образования (МСКО-5В) 2 244,1 1 678,0 566,1 7,8 5,9 1,9 0,3 0,4 0,3
Слушатели подготовительных отделений вузов НД НД НД 13,6 13,6 0 - - -
Студенты вузов (МСКО-5В) 7 513,1 3 457,2 4 055,9 130,5 73,0 57,5 1,7 2,1 1,4
Аспиранты (МСКО-6) 147,5 100,5 47,0 3,9 3,8 0,1 2,6 3,8 0,2
Докторанты (МСКО-6) 4,3 3,3 1,0 0,1 0,1 0,0 2,4 - -
Стажеры, интерны, ординаторы НД НД НД 18,0 18,1 0,0 - - -
Итого: 9 909,0 5 235,7 4 670,0 169,9 114,4 59,5 1,71 2,1 1,27

Для сравнения: в 1990/1991 академическом году доля иностранцев в общем контингенте российского студенчества (2 824,5 млн. чел.) составляла 3,2%, а в составе всех иностранных студентов (1 168,1 млн. чел.) – 7,7%. Сами же вузы РСФСР по числу иностранных учащихся дневных отделений (около 90 тыс. чел.) занимали четвёртое место в мире после университетов и колледжей США (419,6 тыс. чел.), Франции (138,2 тыс. чел.) и Германии (107,1 тыс. чел.).

3. Позиции России на международном рынке высшего образования. А каково положение России на международном рынке высшего образования в настоящее время?

С точки зрения показателей Международной стандартной классификации образования, к иностранным студентам относят сегодня иностранных граждан очной формы обучения, получающих академическую подготовку на территории данной страны по программам третичного уровня образования, ведущим к получению соответствующих дипломов (программы МСКО-5А, МСКО-5В и МСКО-6, соотносимыми с российскими программами обучения учреждений СПО и программами бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры/докторантуры российских вузов).

Согласно данной общепринятой международной классификации, общее число иностранных студентов составляло в Российской Федерации в 2008/2009 академическом году 82,2 тысячи человек (слушатели подготовительных отделений, языковых курсов, а равно все студенты и аспиранты-заочники и студенты зарубежных филиалов не включаются в их число). Исходя из этих формальных статистических критериев, Россия занимает 9-е место по числу иностранных граждан, занимающихся по программам третичного уровня образования и относимых к категории иностранных студентов (international mobile students in tertiary education) (табл. 2).

Таблица 2. Распределение иностранных студентов, обучавшихся по программам третичного уровня в 2008/2009 академическом году (по странам мира).
Страны обученияЧисло иностранных студентов, тыс. чел.Доля в общемировом контингенте иностранных студентов, %
1. США 671,6 19,5
2. Великобритания 415,0 12,0
3. Франция 266,5 7,7
4. Германия 238,6 6,9
5. Австралия 227,9 6,6
6. Япония 123,8 3,6
7. Канада* 101,0 2,9
8. Китай** 100,0 2,9
9. Россия 82,8 2,4
10. ЮАР*** 64,0 1,9
Другие страны 1 159,3 33,6
Всего**** 3 450,0 100,0
*Данные по Канаде за 2007/2008 год. **Суммарные данные по КНР – 80,0 тыс. чел. + Сянгян (Гонконг) – 7,4 тыс. чел. + Аомынь (Макао) – 12,6 тыс. чел., но без учета иностранных студентов на Тайване. ***Без учёта иностранных студентов частных вузов и колледжей ЮАР. ****Оценка автора.

Если Австралия, Япония, Канада обогнали Россию по числу иностранных студентов очной формы обучения ещё в первой половине 1990-х годов, то Китай по данному показателю опередил Россию в последние 2-3 года. При этом общая численность иностранных граждан, обучающихся на дневных отделениях китайских вузов и колледжей (студенты, докторанты, стажеры, слушатели подготовительных отделений и университетских курсов китайского языка) только в КНР (без учёта Сянгяна (Гонконга), Аомыня (Макао) и Тайваня) составила в 2009 адемическом году 230 тысяч человек, т.е. вдвое больше, чем в России.

4. Прогноз российских позиций в 2020 г. Попробуем теперь рассчитать место России на международном рынке третичного уровня образования в 2020 году. В период с 1998/1999 по 2008/2009 академические годы число студентов и аспирантов/докторантов дневной формы обучения российских вузов увеличилось с 46,8 тыс. чел. до 76,9 тыс. чел. или в 1,6 раза. Исходя из предположения, что планируемые меры по модернизации российского образования создадут более благоприятные условия для привлечения на учебу в российские вузы иностранных граждан по программам третичного уровня, их число может возрасти в 2 раза, то есть до 153,8 тысячи человек. Согласно прогнозу Центра социологических исследований Минобрнауки России, контингент российских студентов составит в 2020/2021 академическом году 6,1 млн. человек, в том числе студентов очной формы обучения – немногим более 2,8 млн. человек.

Таким образом, доля иностранных студентов и аспирантов дневных отделений может достичь 5,5%, что в принципе соответствует плановому показателю (целевому ориентиру) Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Однако насколько эта цифра (свыше 150 тысяч international mobil students) обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг в 2020 году?

Согласно нашим прогнозам, совпадающим в целом с прогнозами зарубежных экспертов [7], через 10 лет общемировая численность иностранных студентов составит 7 миллионов человек (рис.4).



Рис.4. Оценка и прогноз общемировой численности иностранных студентов третичного уровня образования до 2025 года, млн. чел [7].




Рис.5. Прогноз доли иностранных студентов третичного уровня образования в российских вузах и учреждениях СПО в их общемировой численности до 2025 года, %.


Это означает, что доля России на мировом рынке высшего образования по показателю его иностранных потребителей будет около 2,2%, то есть окажется даже меньше, чем в настоящее время (2,4%). Даже если к иностранным студентам и аспирантам дневных отделений российских вузов (153,8 тыс. чел.) прибавить ещё до 10 тысяч иностранных граждан, которые будут учиться в 2020 году на дневных отделениях российских учреждений СПО, российская доля общемирового контингента international mobil students составит всего 2,3%. Для сравнения: 10 лет назад, в 2000/2001 академическом году, на дневных отделениях российских вузов обучались 40,9 тысячи иностранных студентов и аспирантов/докторантов, а в учереждениях СПО по очной форме учились 3,9 тысячи иностранных граждан, что в совокупности составляло 44,8 тысячи человек или 2,5% от общемирового контингента иностранных студентов (1830 тыс. чел.). Таким образом, налицо тенденция постепенного снижения удельного веса России по числу иностранных учащихся третичного уровня образования на протяжении 1990-2000-х годов и его “стагнация” на сравнительно невысоком уровне в обозримом будущем (рис.5).

Продолжение следует.



Литература

  1. Россия в цифрах. 2009: Краткий статистический сборник. М.: 2009.
  2. The Global Competitiveness Report 2010-2011/ World Economic Forum. 2010.
  3. Стенографический отчёт о совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. Москва, 1 сентября 2010 года.
  4. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р.
  5. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации. Статистический сборник. Выпуски 1-7/ Авторы-составители А.Л.Арефьев, А.Ф.Шереги. М.: 2002-2010.
  6. Экспорт российских образовательных услуг. Статистический сборник. Выпуски 1-2/ Авторы-составители А.Л. Арефьев, А.Ф.Шереги. М.: 2007, 2009.
  7. Higher Education to 2030. Volume 2. Globalisation. Centre for Educational Research and Innovation. OECD. Paris, 2009.
Александр Арефьев

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more