29 МАР, 01:03 МСК
USD (ЦБ)    92.5919
EUR (ЦБ)    100.2704


«Вредное» мясо и продовольственная безопасность России

15 Февраля 2010 9703 1 Политика
«Вредное» мясо и продовольственная безопасность России

На российском рынке мяса периодически возникают конфликты между внутренним и иностранным производителем. Каковы же истинные причины этих конфликтов? Какие методы и подходы используются в сфере лоббирования производителей мяса?

Не секрет, что различные ограничения, о которых время от времени объявляет "Роспотребнадзор", продиктованы не столько заботой о здоровье россиян, сколько политическими и экономическими обстоятельствами. Не является исключением и последний запрет ведомства В.Онищенко на ввоз в Россию "хлорированного" мяса.

Какую роль играет сокращение импорта в поддержке отечественных мясопроизводителей? Смогут ли россияне обойтись без заграничного мяса? Какие меры помогут обеспечить "мясную" безопасность России?

1. Россия сидит на "мясной игле". О том, как сильно неконтролируемый импорт влияет на состояние отечественного производства, свидетельствует печальный опыт 90-х годов. Тогда аграрный сектор российской экономики был почти полностью разрушен в результате реформ и "передела собственности". А уцелевшие остатки аграрного бизнеса были буквально сметены волной дешевого импортного продовольствия. "Страна получала так называемые связанные кредиты на покупку продовольствия по завышенным ценам, целевые кредиты от МВФ на приобретение продуктов питания, гуманитарную помощь и т.д.", - поясняет Светлана Барсукова, профессор кафедры экономической социологии Высшей школы экономики. Кроме того, в течение пяти лет – с 1992 по 1997 годы – в России вовсе не действовали пошлины на импорт американской курятины.

При этом зарубежные поставщики извлекали двойную выгоду. С одной стороны, они получали возможность реализовать излишки или отходы своего производства. Известно ведь, например, что "ножки Буша" американцы не покупают, предпочитая им более диетические грудки и крылышки. С другой стороны, поставки продовольствия по демпинговым ценам "добивали" российских производителей, обеспечивая, таким образом, и будущий спрос на импортную продукцию.

Рост объемов импорта был обусловлен сразу несколькими факторами. Помимо нехватки продовольствия ему способствовало и укрепление курса рубля: "номинированные в долларах товары "дешевели", что при сохранении рублевой цены обеспечивало рост выгоды". Кроме того, импортное мясо из-за своей унифицированности и однорообразия вкуса и качества до сих пор пользуется большей популярностью у мясопереработчиков, чем отечественная продукция, гораздо менее предсказуемая в этом отношении. При этом объемы мясоперерабатывающей отрасли весьма внушительные: "примерно 30% мяса, отечественного и импортного, используется для изготовления колбас, еще 20% идет на производство полуфабрикатов и консервов".

Немаловажную роль сыграла и позиция российского правительства, которое в вопросах регулирования импорта руководствовалось скорее политическими, чем экономическими соображениями.

В результате с 2000 г. по 2007 г. общий объем импорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) увеличился в 2,9 раза. Наиболее высокой долей импортной продукции характеризуются рынки мяса и молока. В 2008 году Россия импортировала около 1,5 млн. т. говядины и свинины и примерно 1 млн. т. мяса птицы; общая доля импортного мяса на российском рынке составляла около 32%. Сейчас на мясном рынке в целом импорт занимает примерно 25%. Хуже всего обстоят дела с говядиной; в этом сегменте импортная продукция составляет более 70%.

2. Сокращение импорта – необходимая мера для развития отечественного животноводства. Первые попытки защитить российский рынок от импорта были предприняты в начале 2000 годов. Дефолт 1998 года сделал импорт невыгодным и, таким образом, помог возрождению отечественного Агропрома, послужив толчком для инвестиций в сельское хозяйство. "Фирмы, которые с начала 1990-х ввозили мясо в страну и заработали на этом приличные капиталы, начали вкладывать деньги в собственное производство, - отмечает Светлана Барсукова. - Производство мяса стало расти, а вместе с ним начала крепнуть идея о необходимости защиты рынка от импорта, тем более, что эффект дефолта постепенно сходил на нет. Идею защиты отечественного мясного рынка сформировал бизнес, а не правительство. Предельно упрощая, можно сказать, что было два лобби – производителей и импортеров. Производители действовали через Минсельхоз, импортеры – через Минэконоразвития и Минфин. Одни апеллировали к патриотизму и национальной продовольственной безопасности, другие – к идее свободного рынка и доступных цен для потребителей".

3. Система квот: политика или экономика? Квоты на импорт мяса впервые были введены в России в 2003 году. Эта система предусматривает, что в рамках квоты продукцию ввозят по одним пошлинам, а сверх разрешенной квоты – по другим, более высоким. "Сначала решения об объеме квот принимались правительством ежегодно, что создавало для инвесторов слишком короткий горизонт планирования. Импорт замирал с января по апрель, пока шло чиновничье оформление бумаг. Лишь в 2006 году было решено установить квоты сразу до 2009 года".

Решение о квотах на 2003-2009 гг. принималось в рамках перспективы вступления России в ВТО. Поэтому размер квот определяется с учетом не только наполнения рынка и формирования цены, но и политических отношений с той или иной страной. Квоты распределяются между импортерами по "историческому принципу", то есть пропорционально фактическим объемам ввозимой ими продукции в предшествующий период. При этом доли стран-экспортеров жестко закреплены. Такая политизированная система не очень выгодна с экономической точки зрения, поскольку не допускает на рынок новых поставщиков и вынуждает импортеров покупать "там, где положено", а не там, где дешевле.

"И размер квот, и их разверстка по странам не столько апеллировали к экономическим доводам, сколько были попыткой задобрить наиболее влиятельных членов ВТО, определяющих решение о вступлении нашей страны в эту организацию. В протоколе о намерениях вступления в ВТО была зафиксирована решающая доля импорта мяса, особенно мяса птицы, из США. Эксперты оценивают поведение Америки в этом вопросе как ультимативное", - отмечает Светлана Барсукова. Вне зависимости от размера квоты на ввоз мяса птицы, доля США в импорте на российский рынок составляет порядка 75%.

"В изначальных документах, подписанных в разгар прорыва в ВТО, была заложена идея роста квот и снижения сверхквотных тарифов. Действительно, в 2003-2008 гг. квоты на импорт мяса год от года росли, а таможенные пошлины на импорт сверх квот сокращались. То есть по квотам можно было ввозить все больше, а сверх квот – все дешевле. Например, квота на свежую говядину составляла в 2003 г. 11,5 тыс. т, а в 2006 г. – уже 27,8 тыс. т. На мороженую говядину квота выросла в 2003-2006 гг. с 315 до 435 тыс. т. За этот же период пошлина на импорт говядины сверх квоты сократилась с 60% до 40%. Квота на свинину за 2003-2006 гг. выросла с 337,5 тыс. т. до 476,1 тыс. т, а пошлина сверх квоты снизилась с 80% до 60%.  В 2007 г. квоты снова были повышены, составив на ввоз свежей и мороженой говядины 468,3 тыс. т, свинины - 484,8 тыс. т".

4. Курс на импортозамещение. Этот тренд впервые был сломлен в 2009 г. – квоты на импорт мяса впервые за пять лет были снижены, а таможенные тарифы на сверхквотный импорт повышены. Так, квота на ввоз птицы уменьшилась на 300 тыс. тонн – до 952 тыс. В 2010 году квота на мясо птицы составляет 780 тыс. тонн, из них 600 тыс. тонн приходится на долю США. Предполагается, что в дальнейшем и общая квота, и вклад США будут уменьшаться: в 2011 году Россия сократит прием "ножек Буша" до 446,4 тыс. тонн, а в 2012 году – до 409 тыс. тонн.

Общая доля импорта в мясных ресурсах, по прогнозу Минсельхоза, в 2010 году снизится до 22,3% против 25,2% в 2009 году и 31,7% в 2008 году. В 2011 году доля импорта прогнозируется в 20,2%, в 2012 году - в 18,1%.

Помимо сокращения квот, начиная с 1 января 2009 года, значительно повышены ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды мяса. Ставка пошлины на ввоз свинины повышается до 75% против планировавшихся ранее 40%. Пошлина на импорт мяса птицы сверх квоты повышена до 95% против заложенных изначально 40%, выйдя фактически на запретительный уровень. И только пошлина на ввоз охлажденной и замороженной говядины снижена до 30%, что связано с дефицитностью этого вида мяса.

Как отмечает Светлана Барсукова, такая смена курса связана с тем, что вступление России в ВТО, "активно продвигаемое представителями сырьевых отраслей и производителями металла", перестало быть первоочередной задачей. В результате на смену политическим доводам пришли экономические.

О необходимости ежегодного сокращения квот на импорт по мере наращивания собственного производства заявляют представители Мясного союза России. В противном случае, по их оценкам, страна уже к 2010-2011 гг. может столкнуться с проблемой излишков мяса.

Первый шаг в сторону импортозамещения уже оправдал себя: как сообщила глава Минсельхоза Елена Скрынник, в 2009 году производство мяса по сравнению с 2008 годом увеличилось на 7%; примерно на столько же сократился импорт.

5. Как ограничить импорт? Формально протекционизм противоречит идеологии ВТО, тем не менее, политику ограничения импорта для поддержки собственных производителей практикуют многие страны. При этом, чтобы не обострять отношения со странами-экспортерами, используются различные "скрытые рычаги": от потребительского спроса до ветеринарного и таможенного контроля. С одной стороны, потребителям пропагандируют достоинства отечественной продукции, с другой – под различными предлогами ограничивают импорт.

"Ветеринарные" ограничения – одни из самых популярных. Так, США уже несколько лет отказываются налаживать поставки мяса из Бразилии под предлогом, что оно не соответствует американским требованиям по ветеринарной сертификации. И это при том, что бразильские заводы по производству и переработке мяса многие эксперты считают одними из лучших в мире.

Запрет на обработку мяса хлором, введенный Геннадием Онищенко, был использован странами ЕС для того, чтобы ограничить доступ американской курятины на европейский рынок еще в 1997 году. "В 2008 году Еврокомиссия предложила снять запрет, ссылаясь на Европейское агентство по продовольственной безопасности. Оно заключило, что обработанное хлором мясо на самом деле не представляет опасности для здоровья. Однако правительства стран ЕС отвергли это предложение, прибегнув к довольно хитрым формулировкам. Например, заявили, что при потреблении обеззараженного хлором мяса "нет безусловных доказательств отсутствия вреда".

6. Чье лобби сильнее? Вокруг правил импортирования ведется непрерывная борьба. Понятно, что интересы внутренних производителей прямо противоположны интересам зарубежных экспортеров. При этом последние в погоне за выгодой часто прибегают к всевозможным махинациям. Так, "польские производители собирают свинину, откуда только можно, причем не из самых безопасных мест, и дают продукции свой сертификат. Потом эта свинина отправляется в Россию", - отмечает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике, президент Росптицесоюза Сергей Лисовский. Победа в этом противоборстве во многом определяется силой аграрного лобби соответствующих стран. И здесь, к сожалению, сравнение не в пользу России.

В США аграрный лоббизм "не является делом отдельных компаний или исключительно Министерства сельского хозяйства, он пронизывает все структуры – от Министра иностранных дел до президента страны все защищают своего сельхозпроизводителя, отмечает Светлана Барсукова. - Известен факт звонка Дж.Буша В.Путину, когда помимо прочего президент США посетовал снять настрой на сокращение экспорта куриного мяса в Россию".

В нашей стране "главной и единственной лоббистской структурой является Минсельхоз. На встрече президента с олигархами вопросы сельского хозяйства не обсуждаются. Производители мяса стали создавать отраслевые союзы и ассоциации, чтобы их услышали. Птицеводы имеют один союз (Росптицесоюз), животноводы – четыре (Мясной союз России, Национальная мясная ассоциация, Росживотноводсоюз и Россвинпром). Часто создание союза является инициативой крупного игрока для решения задач собственного бизнеса. Именно "снизу" продавливалась идея защиты отечественных производителей мяса, в том числе с помощью квот на импорт". О выходе же российских производителей на внешние рынки пока говорить не приходится – за исключением планируемых компанией "Евродон" поставок мяса птицы в арабские страны. И дело тут не только в недостаточном количестве продукции.

"Дело в том, что рынки продовольствия вообще во всем мире очень закрытые. – поясняет Сергей Лисовский. – Например, на сегодняшний день уже более двух лет один российский завод пытается сертифицироваться на Европу, при этом технология вся европейская, построено буквально за последние 3-4 года, и не может сертифицироваться. Больше того, когда после 20 комиссий уже сказать было нечего, то руководитель делегации Евросоюза сказал нашему крупному чиновнику, что если я открою ваш завод, меня уволят. Поэтому я считаю, что наше правительство должно вести себя достойным образом, а не сертифицировать по тысяче заводов в месяц, когда требует Европа, Америка и Азия, а отвечать адекватно. То есть если мы сертифицируем завод, они должны тоже сертифицировать наши, потому что мы производим качественную продукцию. И я думаю, что если так мы будем себя вести, то буквально через год мы сможем экспортировать мясо птицы в Европу и в Азию, потому что на сегодняшний день мы полностью себя обеспечиваем сами мясом птицы", - уверен сенатор.

7. Ограничение импорта и дотации. Ограничение импорта – мера для России необходимая, считает Сергей Михайлов, генеральный директор одного из ведущих российских агрохолдингов мясного направления – групппы "Черкизово". В Европе сельское хозяйство субсидируется на 200 миллиардов евро в год. Благодаря этому европейцы могут продавать свою продукцию дешевле. В России дотации на агропромышленный сектор одни из самых низких в мире – на уровне 150 миллиардов рублей. Поэтому российским производителям фактически приходится конкурировать не с отдельными компаниями, а с бюджетом Европы, - отмечает Сергей Михайлов. Ограничение импорта, таким образом, представляет собой альтернативу дотациям. И то, и другое должно поддержать животноводство, которое является одной самых затратных и уязвимых отраслей сельского хозяйства, поскольку имеет очень долгий срок окупаемости.

Хотя в краткосрочном периоде ограничение импорта приведет к росту цен на мясо, но в перспективе поможет увеличить его производство благодаря сокращению сроков окупаемости.

Таможенно-тарифное регулирование следует постоянно корректировать, чутко следя за рыночными тенденциями, считает Сергей Михайлов. При квотировании необходимо учитывать не только все виды мяса и мясной продукции, но и ввоз живой птицы, свиней и коров. В качестве примера он приводит Бельгию, где специальный комитет производит корректировку экспорта-импорта еженедельно.

Однако поддержку сельского хозяйства нельзя ограничивать лишь протекционистскими мерами. Дотации государства все равно необходимы для развития инфраструктуры, без которой немыслимо животноводство, а также для сбалансированного развития сопутствующих предприятий – в случае животноводства это комплексы для убоя, разделки, фасовки и упаковки мяса. Эффективность господдержки в виде субсидий и дотаций, по мнению Сергея Лисовского, доказывает, например, тот факт, что благодаря субсидированию правительством внутреннего производства свинины, импорт этой продукции упал на 15%.

8. Перспективы отечественного животноводства. На сегодняшний день в животноводческой отрасли лучше всего обстоят дела в птицеводстве. Благодаря сравнительно быстрой окупаемости этот сектор развивается быстрее остальных. На втором месте свиноводство, где окупаемость составляет 5-7 лет. По итогам 2008 г. прирост по мясу птицы и по свинине составил 16% и 8% соответственно. Что же касается крупного рогатого скота, то его поголовье продолжает сокращаться. Длительный срок окупаемости производства говядины – 10 лет – делает этот сегмент наименее привлекательным для инвесторов. Крупных инвестиционных проектов в этой сфере пока нет, поэтому зависимость от импорта здесь будет увеличиваться.

Согласно Доктрине продовольственной безопасности России, принятой 1 февраля 2010 года, потребность россиян в мясе отечественный производитель должен обеспечивать на 80%. По словам главы Минсельхоза Елены Скрынник, выполнить эту задачу по силам в течение пяти лет.

Что же касается мяса птицы, то здесь ждать придется всего три года, а, по мнению самих производителей, и того меньше – если отказаться от импорта американской курятины. Сенатор Сергей Лисовский, возглавляющий одну из крупнейших птицеводческих компаний ("Моссельпром"), утверждает, что отечественные производители могут полностью обеспечить внутренний спрос уже сегодня: из-за засилья импорта на птицефабриках простаивают мощности более чем на 400 тонн мяса, а в текущем году планируется ввести в строй еще и новые мощности на 250 тысяч тонн в год. Глава компании “Евродон” Вадим Ванеев считает, что отечественные производители мяса птицы способны удовлетворить потребности рынка в охлажденном мясе на 100% уже сегодня. Что же касается замороженной продукции, то это вполне посильная задача – при условии планомерного сокращения импорта.

 

Литература

 

1. Барсукова С. Рынок мяса: игры с импортом (http://www.kapital-rus.ru/articles/article/20808#com4037).

2. Импортной свинине въезд запрещен (http://www.agro.ru/news/comments.aspx?id=9614).

3. Литвинов А. Кости Буша (http://www.runewsweek.ru/country/32200/?referer1=rss&referer2=news).

4. Лисовский С. У нас перепроизводство мяса птицы (http://www.vesti.ru/doc.html?id=335545).

5. Кому выгодна "куриная война" между США и Россией (http://www.mideast.ru/351/48671).

6. Ванеев В. Российские производители мяса птицы могут обеспечить 100% потребностей отечественного рынка (http://www.yugregion.ru/business/interview/38517.html).

7. Челпанова М. Доктрина Медведева: на рынке сельхозпродукции будут доминировать российские производители (http://www.finam.ru/analysis/forecasts01005/default.asp).

8. Импортного мяса станет меньше (http://www.personalmoney.ru/pnwsinf.asp?id=1399008).

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
Г
29.06.2010 0 0
Галина:

Если будут создаваться в России такие предприятия как наше (ООО "Центр генетики "Ангус"), то обеспечить собственным мясом говядины (высококачественной) мы сможем уже через 6 лет. Я занимаюсь стратегией развития и перспективами. Мы собственно создаем рынок мяса в России.



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more