25 АПР, 20:04 МСК
USD (ЦБ)    93.2918
EUR (ЦБ)    99.5609


Новая попытка на Северном Кавказе: смыслы, риски, имиджи

29 Января 2010 9587 8 Политика
Новая попытка на Северном Кавказе: смыслы, риски, имиджи

Начало 2010 года ознаменовалось переменами в политическом устройстве страны – выделен новый, Северо-Кавказский федеральный округ. Представителем президента в нем назначен Александр Хлопонин, одновременно ставший вице-премьером. Какие сигналы несет это назначение?

Начало года ознаменовалось переменами в политическом устройстве страны – выделен новый федеральный округ, Северо-Кавказский. Представителем президента в нем по указу Дмитрия Медведева назначен Александр Хлопонин, одновременно ставший вице-премьером. Какие сигналы несет это назначение и в целом выделение нового федерального округа?

Это очень интересное во многих планах решение президента и тех людей, которые помогают ему вырабатывать стратегию и политику. Если мы вспомним выступления президента в 2009 году, – послание Федеральному Собранию, статья «Россия, вперед!» – то мы увидим, что Северный Кавказ в этих текстах всегда обозначается как особая проблема сегодняшней администрации, пути решения которой не очень ясны. И в результате принят шаг в связи с назначением – употребим это слово в прямом значении – генерал-губернатора Северного Кавказа. Если проводить параллели, то в истории Британской империи применительно к индийским колониям был замечательный термин «вице-король».

Скажем как о политических, так и об имиджевых смыслах рассматриваемого события. Политические смыслы ясны: ввести в эшелонированное пространство конфликтующих и коррумпированных кланов принципиально новую фигуру, причем фигуру, обладающую рядом ярко выраженных инновационных параметров. Каких?

Во-первых, Хлопонин не силовик. Во-вторых, не московский чиновник. В-третьих, в принципе он не включен ни в какие отношения, десятилетиями складывавшиеся вокруг Северного Кавказа. С другой стороны, это блестяще образованный менеджер, прагматик, по-современному циничный, в меру и даже, наверное, несколько выше ее состоятельный, и в этом плане не особенно предрасположенный к коррупции, к тому же молодой, но при этом уже давно включенный в высшие эшелоны российской бизнес-элиты.

В лице Хлопонина мы имеем шанс получить своеобразного северокавказского «Путина» образца 2000 года, который получил олигархическую Россию, а передал ее Медведеву, равноудаленной от разных олигархических групп. Но миссия Хлопонина – это очень рискованная миссия. Как в плане – увы – личной безопасности, так и в плане репутационных рисков. На Кавказе всегда уважали силу и тех людей, у которых есть ресурс, позволяющий, если уж эти люди угрожают, угрозы свои выполнять. А это означает, что Хлопонину придется осваивать то пространство, опыта работы на котором у него еще нет – пространство работы с силовыми структурами. И это первое предстоящее испытание, не пройдя горнила которого, любые успехи на ниве экономики будут обесценены.

И еще об одном. Ни у кого из северокавказских элит не должно быть сомнений в том, что у вице-премьера Хлопонина всегда есть прямой провод с премьером В.Путиным, а у полномочного представителя президента Хлопонина, соответственно, прямой провод с президентом Д.Медведевым. Короля определяет окружение, и вице-короля – тоже. И для Кавказа президент и премьер должны научиться должным образом играть окружение Хлопонина. Иначе успеха не будет.

В политико-психологическом плане, особенно для Кавказа, нужна тайна власти и тайна силы. Создать эту тайну одному полпреду не под силу. Ее должны делать ключевые политические игроки в стране, а значит, нужны символические успехи, подобные победам Путина над ваххабитами в Дагестане 1999 года, большие символические и экономические проекты, а также постоянная информационно-пропагандистская поддержка. И, разумеется, ювелирная хирургическая работа с местными элитами.

Свой «Рамазан Кадыров» должен быть найден для каждого из субъектов федерального округа. Конечно, это образ собирательный, но его смысл в том, что лидеров нужно выращивать, мотивировать, ограничивать для них коридоры принятия решений и там, где нужно, доверять, давать власть и необходимые полномочия. Возможно, на что-то и закрывать глаза.

А теперь об имиджевом измерении. Президент Медведев, приняв это решение, оказался в своеобразной имиджевой вилке. В самом деле, если у Хлопонина не получится, то, наверное, виноватым и ответственным назначат именно его. Но снимет ли это ответственность с президента? Ведь это рассматривается общественным мнением как персональный медведевский проект. И простой заменой полпреда для сохранения имиджа не обойтись. Но самое страшное – если бандитским формированиям и подполью удастся какой-либо террористический акт против полпреда. Поэтому Хлопонина нужно беречь как зеницу ока. А вот в случае успеха имиджевые дивиденды очевидны как для президента, так и для его полномочного представителя. Другое дело, что для успеха на Северном Кавказе понадобятся временные горизонты, измеряемые не президентскими сроками, а периодами взросления целых поколений.

В любом случае, президент сделал настоящий президентский шаг. Он назвал проблему, которая при всей ее очевидности постоянно находилась в тени прочих проблем и разного рода успехов, и предложил свой способ ее решения. А значит, взял на себя ответственность. Северный Кавказ – это не национальные проекты, инновации или нанотехнологии, где успех или неуспех относительны. Здесь всё по-взрослому.

Если же говорить об опасности выделения неспокойного Северного Кавказа в отдельный федеральный округ в плане автономизации этого региона, то эти опасения напрасны. Говорят, такое решение – некоторая уступка кавказским элитам, признание особого статуса региона. Я так не думаю. Расположенные здесь субъекты получили куда более жесткие механизмы контроля. Какая же это уступка? Они получили федерального чиновника с невиданными доселе полномочиями, у которого времени на то, чтобы контролировать всё происходящее в каждом субъекте гораздо больше, чем у всех предыдущих южных полпредов. От Пятигорска до любой из столиц нового федерального округа – до часа езды.

И еще об одном. Пожалуй, за исключением Ставрополья, во всех республиках региона очень сходное проблемное поле, очень близкая система конфликтов и, соответственно, необходима в известной мере универсальная схема механизмов решения. Предыдущие южные полпреды – Казанцев (генерал), Козак (юрист), Устинов (прокурор) – уже в силу их профессионального жизненного опыта были обречены уделять меньше внимания экономике. А ведь делить бюджет в дотационном регионе – это самое сладкое. Именно из этого корня растут клановые конфликты; в биполярных республиках – межобщинные противостояния, а в ряде случаев – экстремизм и, в конце концов, терроризм. И сейчас Северный Кавказ получил профессионального экономиста-менеджера. И очень многих, привыкших обращаться с бюджетными деньгами в соответствии со своим интересом, это не очень обрадует. Ни о каких уступках речи быть не может.

Как университетский профессор скажу, что это подобно ситуации, когда из общей группы студентов выделили наиболее проблемных и назначили им персонального куратора. Вы думаете, им легче будет жить? Я так не думаю. Спрос будет строже и внимания больше. Но зато, если куратор на месте, в конце концов, знать они будут больше, а экзамены сдадут лучше.

Я также не думаю, что имеет место какое-либо наступление на сферу влияния премьера Путина, который в бытность президентом уделял особое внимание этому региону. Путин в последнее время занимается общефедеральными хозяйственными вопросами. Его имидж жесткого лидера, курирующего Кавказ, остался в первой половине 2000-х. Но зато такое решение Медведева – это важный сигнал элитам как на Кавказе, так и вовне, сигнал того, что наступает время перехода от силовых решений к экономическим.

Дмитрий Гавра

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
B
29.06.2010 0 0
blogforex:

РФ всего лишь платит дань за "проигранную" войну, что тут ещё можно обсуждать

К
04.05.2010 0 0
Клишевич Дмитрий:

На сегодняшний день трудно предположить чем обернется для общества и политического руководства страны создание нового Северо-Кавказского Федерального Округа. Северный Кавказ был и до сих пор остается проблемной территорией Российской Федерации. Исторически сложилось так, что Северный Кавказ представлял собой угрозу спокойствию и благополучию государства. Многие считают Северный Кавках "эпицентром социального землетрясения". С этим трудно поспорить, ведь территория Северного Кавказа является источником нескончаемых конфликтов. Достаточно вспомнить Русско-Чеченскую войну, Осетино-Ингушскую войну, Осетино-Грузинский конфликт.И это не говоря уже о постоянных "партизанских" войнах, которые ведут радикально настроенные представители ислама. Проще говоря, ситуация на Северном Кавказе - более чем напряженная!!! И в контексте такого исторически сложившегося "характера местности", сложно судить о плюсах и минусах создания Северо-Кавказского Федерального Округа. В любом случае, результаты будут видны не через год, и не через два. На мой взгляд - это более длительный и масштабный проект! Что касается назначения на пост генерал-губернатора Северо-Кавказского Федерального Округа Александра Хлопонина: вторнной статьи считает, что блестящее управленческие образование Хлопонина, а также его "состоятельность", в числе прочих качеств будут способствовать нормальной работе полномочного представителя президента. Со слов автора статьи, эти качества позволяют сделать выводы о том, что Хлопонин не предрасположен к коррупции. Однако хочется возразить: люди которые уже Имеют достаточно, всегда хотят иметь Еще Больше!!! Поэтому данный аргумент в пользу назначения Хлопонина, считаю смело можно отбросить в сторону!!! Хлопонин - не силовик. А вот тут непонятно, хорошо это или плохо????? С одной стороны, полпред не будет повязан с силовиками, "обросшими жирком", ему легче будет распознать недобросовестных служителей закона которые погрязли в преступности и халатности. НО, стоит взглянуть и на другую сторону медали: в статье упоминаются так называемые "кланы", которые распространены на Кавказе. Если уж говорить о кланах, то стоит заметить, негласные лидеры республик, а может и вполне даже официальные вряд ли просто так откажутся от своего "куска пирога". Мало кто любит "новичков"!! Мало кто любит конкурентов. На Кавказе - тем более. И еще хуже, если этот новоиспеченный "вице-король" (в тексте статьи) не связан ни с кем из "старых волков". Все мы знаем как часто на Кавказе "убирают" неугодных чиновников, да и вообще неугодных кому-либо людей.События последних лет - яркое тому доказательство. Начиная от подрыва президента Чеченской республики Кадырова старшего и заканчивая последними взрывами Отделов Внутренних Дел в Дагестане и Ингушетии. Возникает вопрос: не получится ли так, что Хлопонина закинули в берлогу к разъяренному медведю??? Сможет ли этот человек сразу поставить себя так, чтобы угодить всем "медведям", и при этом удержать в своих руках общую ситуацию на Кавказе???? Не стоит забывать и о том. что население Северного Кавказа очень разнообразно. Здесь живут представители разных культур и религий! Главная проблема Хлопонина - учесть особенности менталитета каждого народа. Здесь к каждому нужен свой индивидуальный подход. Только после этого можно будет строить политику на Северном Кавказе! В любом случае, время расставит всё и всех по своим местам!!

Ч
07.02.2010 0 0
Чегемов Рустам:

Совершенно очевидно, что государственную дисциплину нужно укреплять в первую очередь там, где она, мягко говоря, хромает. Чтобы вертикаль власти не была хрупкой, в сложившейся ситуации необходимы ручное управление и уверенная рука. Сможет ли работать в таком режиме Хлопонин, несколько лет успешно возглавлявший крупнейший субъект Федерации — Красноярский край? Думаю, что да.

Е
05.02.2010 0 0
Елена Коваль:

Развитие Северного Кавказа для страны является важнейшим приоритетным проектом. Многие вопросы и проблемы, которые сегодня в этом регионе существуют, решаются в том числе и за счёт экономических вопросов, за счёт решения социально-экономических проблем на территории. Средства как известно выделились как "кредит". Развитие и реализация задуманного- действительно очень тяжелая задача, но если задуманные планы реализуются в полной мере, то. думаю, это отразится и на общей ситуации страны в целом.

Ш
05.02.2010 0 0
Школьникова Ксения:

Надо понимать, что мы понимаем под «новой попыткой изменения жизни» на Кавказе. Сегодня, как бы мы не хотели этого признавать, но на Кавказе существует подполье, с которым необходимо либо бороться, либо вести переговоры. Угроза терактов присутствует практически на всей территории СКФО, и этот вопрос необходимо просмотреть как Александру Хлопонину, так и местным властям в семи республиках. Здесь не нужен военный стратег, а нужен управленец, который будет поднимать экономику и бороться с коррупцией, и я думаю, что Александр Хлопонин с этим справится, а правоохранительные органы будут заниматься своей работой, но под координацией Хлопонина. Первым делом - войдя в должность, нужно начать с посещения регионов, то есть с выстраивания обратной связи. Необходимо найти взаимопонимание с руководителями северокавказских республики и краев и проявить понимание в отношении реализуемых ими инициатив и программ. Хлопонин в силу сужения своей зоны ответственности по сравнению с той, что была у Устинова, будет решать уже строго северокавказские проблемы. Это позволит ему сосредоточиться исключительно на северокавказской проблематике и легче выявлять общие проблемные тенденции, что должно пойти только на пользу его будущим решениям.

Б
03.02.2010 0 0
Беппаев К.:

Я считаю создание нового округа и назначение Хлопонина вице-премьером и полпредом позволит свежим взглядом посмотреть на проблемы региона, эффективнее развивать экономику и бороться с коррупцией...в СКО не нужен военный стратег, а нужен управленец, который будет поднимать экономику и бороться с коррупцией, и я думаю, что Александр Хлопонин с этим справится, а правоохранительные органы будут заниматься своей работой, но под координацией Хлопонина.

Л
01.02.2010 0 0
Лилия Хоменко:

я думаю, что ранее неоднозначное отношение к созданию Северо-Кавказского федерального округа выразила и общественность Калмыкии. В целом многие ее представители одобряют решение президента Дмитрия Медведева о создании СКФО, но при этом высказывают опасения, что оставшиеся в Южном федеральном округе национальные республики могут быть в дальнейшем «укрупнены» за счет присоединения к более благополучным соседним регионам.

Л
31.01.2010 0 0
Лука Алла:

Я считаю,что формирование нового федерального округа имеет большие перспективы как в экономическом плане,так и в решении вопросов межобщинного противостояния Северного Кавказа.Приобретение особого статуса этого региона приведет к еще более жестким механизмам контроля.И в свою очередь назначение Хлопонина в будущем сыграет немаловажную роль в экономическом аспекте этого округа,поскольку в отличии от своих предшественников обладает более ярко выраженными инновационными взглядами в решении проблем и вопросов Северокавказского административного округа.

Показать еще комметарии (1)


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more